Многочисленные изменения в правилах дорожного движения вызывают массу споров и разногласий среди автомобилистов, а штраф за смену цвета — едва ли не главная тема обсуждения. Этот вопрос стал особенно актуальным в конце 2016 года, когда были внесены законодательные инициативы по ужесточению штрафов за несоблюдение требований светопропускания.
Но в 2021 году не было ясности, какими будут новые штрафы за нарушение правил вождения автомобиля в части нарушения требований к видимости (т.е.критерии допустимого уровня окраски относятся к этому разделу). Кроме того, еще большие разногласия вызывают количественные критерии ухудшения видимости с точки зрения светопропускания.
На сегодняшний день штраф за тонировку составляет 500 рублей (ст. 12.5 ч. 3.1 КоАП РФ). Отменено удаление цифр при смене цвета не по ГОСТу. Полная таблица штрафов по ссылке.
Какие законодательные акты сегодня регулируют вопросы окраски автомобилей? Каковы допустимые количественные показатели потемнения стекол, какова ответственность за их нарушение и можно ли избежать штрафов? Ответы на эти вопросы могут быть полезны широкому кругу автовладельцев.
Содержание
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
История законодательных актов, на основании которых ГИБДД принимает решения о допустимости окраски и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. До сих пор в приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, приложение к основным положениям, п. 7.3). В пункте 2.2.4 написано, что «.. светопропускание лобовых стекол транспортных средств и трамваев должно быть не менее 75%, других стекол — не менее 70%».
И хотя, по данным всех официальных источников, действие этого стандарта (просуществовавшего с 1988 г по 1 января 2015 г.) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД из-за отсутствия ссылки в ПДД на другой документ они ориентируются именно на такие цифры. В чем причина возникающих на этой основе разногласий и разногласий?
Даже новое прозрачное стекло для автомобилей имеет идеальное светопропускание не более 90% (а на самом деле не превышает 85–87%). Лучшие пленки атермического оттенка не дают более 80-82% светопропускания. Таким образом, конечное светопропускание в лучшем случае составит 70-72% и не достигает 75%, регламентированных ГОСТ 5727-88.
В то же время автопроизводители начали активно применять атермическую тонировку стекол (в том числе лобовых с показателем светопропускания менее 75%), и, судя по всему, правительство не решилось массово запретить стёкла. Эксплуатация новых автомобилей на этом основании . А для устранения проблемы с 01.01.2015 введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускания — 70% (п. 5.1.2.5).
Кроме того, такой же порог установлен в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п. 4.3), который вступил в силу и является обязательным для использования также с 01.01.2015. При этом не допускается тонировка зеркал и никаких ограничений по тонировке заднего стекла.
Таким образом, возникло противоречие между стандартами светопропускания, указанными в ПДД (ссылка на отмененный ГОСТ), и новыми стандартами. Правда, Верховный Суд России, рассматривая дело No. В АКПИ15-382 от 2 июля 2015 г. (посвященном рассмотрению именно этих нюансов) отмечено, что Главное управление ГИБДД направило главному инспектору субъектов РФ соответствующее разъяснение (письмо № 13 / 7-4126 от 22 июня 2015 г. G).
Но в этом письме была фраза о том, что старый ГОСТ исключен «в части, допускающей использование витражей». Впоследствии именно этот приговор сыграл злую шутку с истцами в судебных процессах по окраске штрафов.
Размер штрафа за тонировку стёкол автомобиля
В таблице ниже содержится статья из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность водителя за окраску автомобиля.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
12.5 часть 3.1 | Управление транспортным средством со стеклами (в том числе покрытыми прозрачными цветными пленками), трансмиссия которых не соответствует требованиям технических стандартов безопасности колесных транспортных средств | административный штраф в размере пятисот рублей |
До 2015 года размер первого штрафа за окрашивание, не соответствующее требованиям ПДД (фактически ГОСТ 5727-88), составлял 500 рублей и 1000 рублей за повторное нарушение. С введением в 2015 году нового ГОСТа и Технического регламента эта сумма не изменилась, но уже в 2016 году в Госдуму внесена законодательная инициатива ужесточить штраф за нарушение требований нормативных документов:
- при тройном нарушении: лишение права управления транспортным средством на срок от двух до шести месяцев.
- первый штраф предлагалось увеличить в 3 раза — до 1500 руб.;
- повторное нарушение — штраф 5000 руб.;
правда, к середине 2016 года пункт о лишении права управления был убран из законопроекта, и документ, содержащий только первые два пункта, поступил в компетентную комиссию Госдумы. В ноябре того же года этот законопроект был одобрен комиссией, но новый закон до сих пор не представлен даже в первом чтении.
Таким образом, с 1 января 2021 года штраф ГИБДД за окраску остался прежним — 500 рублей.
Отдельно оговаривается, что если штраф за смену цвета не уплачен в течение 70 дней со дня наложения, водитель может быть привлечен к ответственности:
- Штраф 1000 рублей;
- Обязательные общественные работы до 50 часов;
- Административный арест до 15 суток.
Однако, если штраф уплачен в течение 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении, его размер уменьшается вдвое. Подробнее об этом в нашем материале: Скидка 50% на оплату штрафов. (там же вы найдете информацию о нарушениях, скидка на которые не распространяется).
Основания для наложения штрафов за тонировку
Что на самом деле происходит с разноцветными автомобилями на дорогах и на каком основании выписываются штрафы за окраску?
Чтобы ответить на этот вопрос, просто откройте соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю проводятся рейды по субъектам Российской Федерации по борьбе с нарушениями требований к светопропускающей способности стекол (то есть с тонировкой). При этом часто прямо там указываются требуемые ГИБДД нормативы:
- не менее 75% лобового стекла, что противоречит действующему Техническому регламенту (на лобовом стекле не менее 70%).
- светопропускание передних боковых окон не менее 70;
Некоторые водители пытались в суде оспорить применение устаревших правил тонировки лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды указывают, что устаревший ГОСТ 5727-88, упомянутый в Правилах дорожного движения, отменяется только «в части, допускающей использование тонированных стекол» (письмо ГУБДД г. Вышеупомянутой инспекции). Следует ли понимать, что устаревший ГОСТ не удален в части, запрещающей «использование тонированного стекла?
Такой же случай можно найти при оспаривании условий измерений и их точности в суде. Поэтому при оценке светопропускания температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831–2013 (действует как технический регламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определенном диапазоне. К тому же по самому ГОСТу участки измерений определяются достаточно сложно, а результаты измерений — как среднее арифметическое трех измерений в одной точке.
Суды, выступая на стороне ГИБДД, толкуют положения ГОСТа, применимого только к новой заводской продукции, как если бы к стеклу подержанных автомобилей применялись другие законы физики.
Как избежать штрафа за тонировку стекол?
Справедливости ради стоит отметить, что на дорогах России действительно много автомобилей с нарушением всевозможных внутренних затемненных порогов. А это действительно опасно для участников дорожного движения, особенно в ночное время. И споры из-за справедливых штрафов за окраску в основном касаются случаев, когда пропускание реального света не достигает даже 15%.
Конечно можно дать совет, как поймать инспектора ГИБДД за нарушение порядка или несоблюдение условий замера при темном лобовом стекле. Но следует помнить о двух моментах:
- На практике суды встают на сторону ГИБДД;
- Нет гарантии, что представитель ГИБДД не окажется «упрямым», если, однако, суд встанет на сторону водителя и не потребует повторного осмотра (уже по всем правилам) действительно тонированных стекол.
Другое дело, когда автовладелец выполнил (и проверил инструментально перед выездом на дорогу) требованиям действующих нормативных документов по светопропусканию. Итак, чтобы избежать штрафа за окраску, в случае контроля необходимо:
- Опишите устройство, если оно имеет печать и свидетельство о поверке.
- Опишите подробно (желательно с включением в протокол и понятным) условия окружающей среды и то, как они были измерены (или отсутствие измерений);
- Методика измерения светопропускания стекла;
В этом случае все будет определяться именно точностью показаний (которые отличаются на несколько процентных пунктов, а не в несколько раз), и даже если суд первой инстанции будет предвзятым, мы можем смело продолжать требовать отмены показаний отлично подходит для окраски. Срок обжалования постановления об административном правонарушении — 10 дней со дня вынесения решения суда.