857 поделились 42.8k просмотров FacebookTwitterTelegram
На многих переднеприводных автомобилях в качестве независимой передней подвески используются стойки Макферсон.
Как и в любой другой подвеске, основное назначение этих стоек — гашение вибраций и вибраций и снижение их передачи на кузов.
Содержание
Важная роль стоек МакФерсона
Но у стоек МакФерсон есть еще одна важная функция — они также играют роль кастетов. То есть стойка с прикрепленной к ней ступицей колеса может вращаться вокруг оси, что позволяет управлять ведущими колесами.
Конечно, там, где есть вращение, используется подшипник, в случае этого типа подвески — опорный.
Чтобы понять, где установлен упорный подшипник, давайте бегло рассмотрим устройство подвески автомобиля.
Его основные составляющие:
- Амортизатор.
- Служба поддержки.
- Весна.
- Рамка.
Все эти элементы собраны в единое целое, обеспечивая при этом возможность сжатия-декомпрессии пружины и перемещения штока амортизатора в корпусе (что фактически требует подвески, так как в процессе этих движений происходит гашение колебаний).
Чтобы все это обеспечить, стеллаж собирается таким образом: в кузове установлен амортизатор, и все это установлено на пружине.
Для остановки пружины снизу используется чашка, прикрепленная к корпусу (приваренная к нему).
Чтобы пружина находилась в сжатом состоянии, вверху устанавливается еще одна чашка, которая упирается в опору.
Ограничителем вылета пружины является шток амортизатора, концевой выключатель, который проходит через опору и фиксируется гайкой.
Кроме того, держатель служит не только упором для пружины, но и обеспечивает верхнее крепление стойки к корпусу (снизу крепится к нему рычагами).
Где установлен опорный подшипник и какую функцию он выполняет?
выше было отмечено, что стойка Макферсон также выполняет роль поворотного кулака. Снизу вращение вокруг оси обеспечивает шарикоподшипник, с помощью которого рычаги крепятся к стойке.
Если бы верхняя опора стойки не была держателем пружины, не было бы проблем с вращением (шток амортизатора мог бы свободно вращаться).
Но пружина, находясь в сжатом состоянии, создает достаточно сильную силу на чашках и, соответственно, на опоре, которая жестко прикреплена к корпусу.
Поэтому между опорой и верхней чашкой пружины устанавливается опорный подшипник.
Благодаря такому конструктивному решению под действием рулевого механизма стойка (в сборе) может вращаться вокруг оси, при этом опора остается неподвижной.
именно способность вращать амортизатор обеспечивает упорный подшипник.
Виды подшипников
Есть две модели верхней части стойки:
- Опорный подшипник входит в опорную конструкцию (встречается на нескольких моделях ВАЗ);
- это отдельный элемент, который помещается между держателем и верхней чашкой пружины.
Но сами опорные подшипники, которые используются в конструкции подвески, разные:
- СО ВСТРОЕННЫМ ВНЕШНИМ ИЛИ ВНУТРЕННИМ КОЛЬЦОМ. Его особенность заключается в обеспечении возможности вращения элементов, контактирующих как с внешними, так и с внутренними кольцами. Кроме того, этот вариант имеет монтажные отверстия, поэтому при установке не требуются фиксирующие фланцы;
- ОДНО-ОТДЕЛЬНЫЕ. Конструктивно этот вариант представляет собой такой же подшипник со съемным кольцом, но имеет большую жесткость.
- С ОТДЕЛЬНЫМ ВНЕШНИМ ИЛИ ВНУТРЕННИМ КОЛЬЦОМ. В этом варианте одно из колец (в зависимости от конструкции) можно отделить, а второе закрепить на держателе;
В целом особой разницы в типе используемого подшипника нет, главное, чтобы он выполнял свои функции.
Несмотря на то, что верхняя часть стойки установлена внутри специальной ниши в колесной арке, в стойку проникает грязь, песок и пыль, и эти загрязнения вредны для любого подшипника.
Кроме того, упорный подшипник почти постоянно подвергается резким нагрузкам, в том числе ударным (из-за действия пружины), что в сочетании с загрязнением приводит к интенсивному износу компонентов подшипника и его выходу из строя.
Из-за довольно сложных условий эксплуатации ресурс такого подшипника ограничен. Многие производители указывают, что его необходимо менять каждые 100 тысяч км.
Но на самом деле из-за плохих дорожных условий они требуют замены через 50 000 км. Кроме того, ресурс этого узла также зависит от его качества.
Нередко замена упорного подшипника происходит через 10 000 км пробега.
Последствия износа подшипника и признаки повреждения
Поскольку опорный подшипник частично можно отнести к рулевому (без него поворот рейки был бы невозможен), то, в первую очередь, его неисправность как раз сказывается на управляемости.
Но здесь следует отметить, что это зависит от используемого конструктивного решения.
Например, в ВАЗ-2110 внутреннее кольцо подшипника служит втулкой, через которую проходит шток амортизатора.
Из-за критического износа подшипника он начинает люфтить и шток имеет возможность отклониться от оси.
Результатом этого является нарушение углов установки колес и, как следствие, ухудшение управляемости автомобиля и ускоренный износ шин.
Но на автомобиле, где подшипник обеспечивает только вращение рейки и не взаимодействует с амортизатором, нарушения схождения развала практически нет, так как втулка, запрессованная в резиновый амортизатор, препятствует перемещению штока в осевом направлении.
Даже при такой конструкции износ подшипников отрицательно сказывается на управляемости.
Если подшипник изношен, это, естественно, начнет проявляться. В этом случае симптомы неисправности зависят от конструкции.
Если взять тот же ВАЗ-2110, то износ подшипников проявится в виде ударов при проезде неровностей и неровностей дороги, к тому же они могут нарушиться при прохождении поворотов. Звуки в обойме издает люфт в опорном элементе, важно не перепутать их с ударом по амортизатору.
В случае с подшипником, который не взаимодействует с амортизатором, очень часто его неисправность проявляется в виде скрипов и скрипов при поворотах.
Способы проверки
Проверить состояние опорного подшипника несложно, но технология зависит от конструктивных особенностей самой стойки.
Здесь стоит отметить, что такая проверка не даст точного результата, убедиться в неисправности подшипника можно только после его снятия с автомобиля.
Однако, выполнив ряд простых действий, вы можете определить состояние верхнего носителя.
Если взять модель ВАЗ-2110, то ее опорный подшипник установлен в самом держателе.
Чтобы проверить ее состояние, следует попросить помощника качнуть машину в поперечном направлении (не сильно), и в это время кладем руку на выступающую часть стойки в моторном отсеке.
Если подшипник изношен, рукой будет ощущаться люфт. Также в поврежденном элементе такие колебания обычно сопровождаются появлением посторонних звуков — скрипов, щелчков.
Если при проверке все это обнаружено, пора пересмотреть поддержку.
На тех же моделях, что и Lada Priora, Lada Kalina или, например, Nissan X-Trail, подшипник не входит в опорную конструкцию, поэтому его нельзя контролировать раскачиванием. Единственный их признак износа — это появление удара во время вождения.
Но все же есть возможность дополнительно проверить неисправность узла.
Для этого попросите помощника повернуть руль в разные стороны. При этом прикладываем руку к пружине.
При сильном износе подшипника могут появиться клинья, которые хорошо отдадутся пружине в виде колебаний и легких «побегов».
Прочтите причины, по которым при повороте руля возникает стук.
Замена подшипника
Вне зависимости от автомобиля опорный подшипник изношен, но если в нем используется стойка Макферсон, то технология разборки агрегата для замены идентична, за исключением некоторых нюансов, связанных с устройством подвески.
Поэтому рассмотрим, как проводится замена на автомобиле ВАЗ-2110, затем укажем особенности эксплуатации на других моделях.
Орудие труда.
Таким образом, выяснилось, что упорный подшипник требует замены. Вы можете сделать все работы в гараже, но вам понадобится специализированный инструмент.
В общем, вам понадобятся:
- Стандартный набор ключей, шестигранников, головок с ключами и стержнями;
- Пружинные завязки;
- Тряпки.
- Разъем;
- Съемник для рулевых тяг;
Также потребуется новый держатель, так как на этом автомобиле подшипник является частью его конструкции.
Конечно, сам держатель можно разобрать только для замены подшипника, но большинство автовладельцев предпочитают менять монтажный узел.
Кроме того, можно приобрести подпружиненный гаситель колебаний, который устанавливается между верхней чашкой и пружиной.
Последовательность действий.
Ниже мы рассмотрим последовательность действий и укажем небольшие хитрости, которые облегчат работу.
Разборка и замена производятся следующим образом:
- Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность и обездвиживаем ручником и клиньями;
- Берем головку на 30 и ослабляем гайку крепления агрегата к ступице. Лучше всего это делать, пока машина стоит на всех колесах (эту гайку сложнее открутить при снятом колесе, так как будет сложнее предотвратить проворачивание ступицы). Также стоит отметить, что эта гайка пронумерована, поэтому ее сложно вырвать с места и не удержишься соорудить ключ;
- Открываем капот и гаечным ключом и шестигранником отрываем гайку штанги амортизатора (сам шток удерживается шестигранником, а гайка ослабляется гаечным ключом. В этом случае достаточно слегка ослабленной, гайку полностью проворачивать категорически запрещается, иначе неподдерживаемая пружина «выстрелит»). Лучше всего это сделать до снятия стойки (на снятом узле сломать гайку намного сложнее);
- Сняв эти две гайки с их места, можно продолжить разборку. Откручиваем необходимое колесо и снимаем;
- Откручиваем крепление шарового шарнира рычага к стойке;
- С помощью съемника извлеките конец рулевой тяги;
- Полностью откручиваем гайку крепления трансмиссии к ступице;
- Ослабляем держатель тормозного суппорта (отсоединять от него шланги не нужно), снимаем его с диска и откладываем в сторону;
- Берем тормозной диск и тянем на себя, вытаскивая ступицу из пазов концевого выключателя приводного вала;
- Идем в моторный отсек и откручиваем три гайки, которые крепят опору к кузову. При этом просим помощника придерживать опору, чтобы она не упала на землю. Далее снимаем сборку в сборе;
- Устанавливаем стяжки и натягиваем пружину до выхода ее верхнего витка из упорной чашки;
- Полностью откручиваем гайку штока амортизатора и снимаем держатель (после этого можно проверить работоспособность амортизатора, проверить состояние багажника и отбойника).
- Перед установкой новой опоры проверяем состояние чашки опоры, очищаем от ржавчины и грязи, устанавливаем под нее антивибрационные опоры (при покупке);
- Перед установкой новой опоры правильно устанавливаем пружину (концы витков вверху и внизу должны находиться в специальных углублениях в чашках);
- Вставляем новую опору и плотно закручиваем гайку крепления штока;
- Снимаем шнурки, постоянно следя за положением концов пружины;
- Устанавливаем собранную стойку на машину. После выполнения монтажных работ гайку крепления штока необходимо дополнительно затянуть.
Теперь об особенностях замены Приоры, Калины, X-Trail. Снятие и разборка багажника на крыше у этих автомобилей аналогична описанной выше.
Но менять сам подшипник на этих автомобилях (при неудовлетворительном состоянии) не обязательно, достаточно после разборки снять с него подшипник (установленный сбоку от чашки подшипника) и поставить новый на свое место. А потом все возвращается.
Ниже приводится таблица обозначений опорных подшипников по ГОСТ, обозначений (комплектные, базовые, зарубежные аналоги), их габаритов и массы.
При замене обратите особое внимание на безопасность. Не пытайтесь разобрать стойку без зажимов, так как выскочившая пружина может нанести серьезную травму. Прочтите также о других причинах вибрации автомобиля.
Проверка опорных подшипников ВАЗ.