101 поделились5,1 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Такая операция, как притирка клапана, включена в список работ по капитальному ремонту двигателя.
Он направлен на обеспечение максимально плотной посадки диска клапана на седло, тем самым сводя к минимуму возможность прохождения топлива в цилиндры или прорыва выхлопных газов.
Содержание
Про нагар
После длительной эксплуатации автомобиля на поверхностях клапана и фаски седла оседает нагар, появляются микронорочки и царапины.
В результате поверхность контакта между поверхностями уменьшается, клапан не входит плотно в седло, вследствие чего он начинает протекать и компрессия двигателя снижается.
Для удаления нагара используются полости, царапины и притирка клапанов, в результате чего восстанавливается площадь контакта клапана с седлом.
Помимо проведения этой операции в рамках капитального ремонта в некоторых случаях проводится исправление клапанов.
Итак, эти работы проводятся:
- Когда горит клапан или седло;
- Когда прогорает тарелка клапана;
- При их замене в случае поломки, как правило, всегда при проблемах с этими элементами.
Требуемый инструмент
Притирка клапанов не представляет особой сложности, но на это уходит много времени, особенно если вы делаете это самостоятельно.
выполнить их на автомобиле невозможно, придется частично разбирать силовую установку, то есть снимать ГБЦ.
Поэтому, решаясь на шлифовку клапанов, следует сразу позаботиться о наличии новой прокладки ГБЦ.
Инструменты для этого вам понадобятся:
- Притирочные пасты;
- Связка ключей и головок;
- Керосин.
- Притирочное устройство;
- Клапанное устройство осушения;
- Тряпки;
Приспособления для выполнения работ, пасты для притирки
Перейдем к подключению клапанов.
Существуют специальные приспособления для вытаскивания сухарей, удерживающих головку клапана в посадочной пластине.
Их много, не будем описывать их все. Отметим только, что все они работают по одному принципу.
С помощью этого устройства пружины клапана сжимаются, пластина крепления клапана опускается, высвобождая сухари, и они удаляются.
Но вы можете сделать это простым методом. Вам понадобится кусок трубы, диаметр которого немного меньше монтажной пластины.
Эту трубку кладут на тарелку и сильно бьют молотком. За счет удара пружины сжимаются, пластина изгибается и вылезают сухари.
В этом случае отверстие с той стороны, в которую будет попадать выстрел, лучше закрыть, чтобы сухари не пролетали сквозь него.
Теперь по поводу притирочного устройства.
Его можно приобрести, обычно такое устройство состоит из гайки, стержня и гаечного ключа.
Но вы можете сделать это сами. Для этого понадобится шток диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается ручка, чтобы получилась Т-образная конструкция.
С другой стороны боковой ручки на штангу надевается отрезок резиновой трубки.
1 — металлический стержень диаметром 5-8 мм в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 — резиновый шланг, 3 — фиксирующие хомуты.
Внутренний диаметр трубы нужно выбирать таким образом, чтобы она идеально ложилась на штангу.
Также понадобится еще один зажим, он закроет край резиновой трубки, которая будет надеваться на шток клапана.
Пасты.
Для заточки клапана некоторых приспособлений недостаточно, так как эта операция выполняется с помощью специальных паст.
Найти их несложно, можно купить как дешевые, так и очень дорогие притирочные пасты.
Для притирки лучше всего приобретать наборы, состоящие из двух паст или всего двух паст: для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой обработки.
Также может потребоваться конусная фреза. Это коническая сверлильная головка со вставленными в нее фрезами по металлу.
применяется для обработки поврежденной поверхности седла.
Процесс притирки
Сначала снимаем головку с двигателя. Кроме того, с головки снимается распредвал, регулировочные шайбы или гидроподъемники.
Следующим шагом будет просушка клапанов. Для этого используется приспособление или устраняются проставкой.
После этого снимаются монтажные пластины и пружины. Сам клапан снимается с головки, чтобы оценить его состояние и состояние седла.
Если на нем нет следов ожогов и его вал не погнут, менять его не нужно, он будет пригоден для дальнейшего использования.
Седло также следует проверить на наличие следов ожогов. Если есть следы пригорания сиденья, его поверхность предварительно обрабатывают фрезой.
Убедившись, что на поверхностях нет ожогов, начинается процесс шлифовки.
Для этого на фаску клапана наносится небольшое количество пасты для первичной обработки.
Затем его ставят на место и на стержень надевают шлифовальный прибор. Если он самодельный, резиновую трубку на штанге нужно зажать хомутом.
Затем устройство прижимает клапан к седлу и начинается притирка.
Для этого клапан поворачивают ручкой на 180 градусов, затем поворачивают в обратном направлении. Притирка выполняется этими движениями.
Обработка поверхности однократной пастой занимает около 5-7 минут.
Положение клапана периодически меняется. То есть при притирке его нужно повернуть примерно на 90 градусов от крайнего положения, после чего процесс снова продолжается поворотом на 180 градусов и обратно.
Не рекомендуется механизировать процесс сверлом с насадкой на шток клапана.
Сверла обычно имеют высокую скорость вращения, поэтому при притирке существует вероятность перегрева седла клапана и фаски.
В этом случае больше подойдет отвертка. А вот круговые движения, которые обеспечит дрель или шуруповерт, при притирке не рекомендуется; Лучше всего это сделать, повернув клапан наполовину, а затем повернув его в обратном направлении, то есть притирка вручную.
После притирки грубой пастой поверхности тщательно протирают тряпкой, чтобы удалить остатки пасты.
Затем на фаску клапана наносится финишная паста и процесс притирки повторяется.
В результате успешной притирки притирочная поверхность будет иметь равномерный матовый серый цвет без следов отверстий и царапин.
Затем, один за другим, очищаются все клапаны, как впускные, так и выпускные. Нет большой разницы, в каком именно двигателе машины это делается.
Процесс ректификации клапана одинаков как для ВАЗ-2106, так и для ВАЗ-2109 и более поздних моделей.
Отличием в сложности работы этих автомобилей может быть только процесс снятия ГБЦ, подготовка к притирке и удобство доступа к клапанам с приспособлением из-за несколько иной формы ГБЦ.
Проверка качества притирки
После притирки всех клапанов рекомендуется проверить, хорошо ли они прилегают к седлам.
Для этого необходимо предварительно установить все клапаны на место, установить пружины с монтажными пластинами и просушить их.
Здесь не обойтись без сушильного устройства.
Затем головка устанавливается на ровную поверхность пластинами клапана вверх.
В камеры сгорания заливают керосин, так как он обладает высокой текучестью. Его уровень измеряется и боеголовка оставляется на сутки.
Если со временем уровень керосина не уменьшился или немного снизился, притирка выполнена хорошо и двигатель можно собирать.
Читайте также, почему гнет клапан на двигателях.
При утечке керосина операцию притирки клапанов проводят снова, но только тех, на которых замечена утечка.