148 публикаций7,4 тысяч просмотров FacebookTwitterTelegram
Многих автовладельцев часто интересует вопрос взаимозаменяемости моторных масел, предназначенных для использования на разных типах силовых установок.
Например, можно заправлять двигатель ВАЗ дизельной смазкой или нет.
И у этого вопроса есть простая подоплека: у многих есть возможность получить дизельное топливо по низкой цене или даже бесплатно, но они не знают, можно ли его использовать в агрегате с бензиновым двигателем.
Недаром производимые моторные масла делятся по применимости на разных двигателях.
Хотя бензиновые и дизельные электростанции во многом схожи по конструкции, процессы, протекающие в цилиндрах, различны и значительно.
Содержание
Особенности дизельных моторов
Особенность дизельного агрегата в том, что воспламенение топливовоздушной смеси происходит от сильного сжатия, а не, как у бензина, от внешнего источника (разряд свечи зажигания).
Таким образом, компрессия в цилиндрах дизельного двигателя вдвое выше, чем у бензинового. При этом как образование смеси, так и сам процесс сгорания в цилиндрах дизельных агрегатов происходит намного быстрее.
В результате составные элементы этого двигателя постоянно работают в условиях повышенных нагрузок, в том числе тепловых.
Все эти факторы вносят свои собственные изменения в процессы, происходящие на предприятии. А это, в свою очередь, определяет задачи, которые должно выполнять масло.
В конце концов, смазывание трущихся поверхностей для уменьшения сил трения — лишь одна из функций смазки.
Теперь о самом топливе. Дизель — это продукт переработки нефти с более низкой долей, чем бензин, и, следовательно, содержит более высокий процент нежелательных примесей, основной из которых является сера.
В процессе окисления (сгорания) топливовоздушной смеси образуются кислоты и оксиды на основе серы, оказывающие сильное негативное воздействие на металлы.
Из-за быстрых процессов сгорания в цилиндрах часть топливовоздушной смеси просто не успевает сгореть, но при этом воздействие высоких температур приводит к карбонизации этих топливных частиц, то есть становится сажей и углеродные отложения.
Большая часть этой сажи выбрасывается в атмосферу, но часть все еще остается в цилиндрах, где оседает на поверхностях ЦП и элементов синхронизации.
Поскольку компрессия в цилиндрах дизельного двигателя больше, количество рабочего газа, поступающего во вторичное поршневое пространство, больше.
А поскольку они содержат большее количество кислот и оксидов, контактирующих со смазочным материалом и реагирующих с ним, они влияют на химические и физические свойства масла.
именно с этими негативными факторами — повышенным количеством сажи, нагара и повышенной кислотностью — маслу и приходится бороться. И присадки, добавленные в смазку, делают.
Разница между маслами для разных типов двигателей
Любое масло состоит из двух основных компонентов: базы и пакета присадок.
В зависимости от условий эксплуатации и задач для смазочного материала (какие из них имеют наивысший приоритет) подбираются компоненты пакета.
В случае дизельной системы щелочь помогает решить проблемы повышенного загрязнения и кислотных элементов.
Он, вступая в реакцию с кислотами и оксидами, образовавшимися в результате окисления серы, нейтрализует их.
Кроме того, оно также обладает хорошим очищающим эффектом, смягчая сажу и нагар, что позволяет маслу смывать его с поверхностей.
Таким образом, базовое количество масла для дизельных двигателей почти вдвое больше, чем у смазочных материалов, предназначенных для использования на бензиновых электростанциях.
Это одно из основных отличий масел.
В целом для дизельных установок подбор компонентов пакета присадок и их количества осуществляется более точно, чем для бензиновых.
Но и у этого есть недостаток: увеличение содержания некоторых присадок приводит к увеличению зольности смазочного материала.
Просто, в процессе эксплуатации присадки, выполняя свои функции, подвергаются химическим процессам (в первую очередь сгоранию), что приводит к появлению соединений, которые осаждаются (в случае ДВС — осаждаются на рабочих поверхностях).
То есть присадки никуда не исчезают, они просто после ряда процессов оседают в виде золы на поверхностях, поэтому чем больше их в составе масла, тем больше у нас получается большее количество загрязняющие вещества внутри двигателя.
Отличия масел для дизельных легковых и грузовых автомобилей
Дизельное топливо также подразделяется между собой в зависимости от типа двигателя, для которого оно предназначено, что, в свою очередь, также влияет на состав пакета присадок.
Например, у легкового автомобиля дизельный двигатель быстрее, чем у грузового. По этой причине наличие присадок также необходимо для обеспечения выполнения основных функций масла на высоких оборотах.
А двигатели грузовых автомобилей, имеющие большие объемы и, следовательно, большее количество образующихся кислотных и сажистых компонентов, требуют большего количества нейтрализующих и очищающих компонентов, то есть щелочей.
Но при этом никакие присадки такому двигателю для работы на высоких оборотах не нужны.
Поэтому нельзя использовать дизельное моторное масло легковых автомобилей, предназначенное для заправки двигателя грузовика («тяжелый» дизель) и наоборот, так как они имеют разные приоритетные функции, поэтому масло не сможет полноценно выполнять свою домашнюю работу.
Чтобы лучше понять разницу между дизельным и бензиновым моторным маслом, изучите классификацию моторного масла.
Возможность использования дизельного масла в бензиновом моторе
Разобравшись с нюансами работы дизеля и требованиями, которые предъявляются к смазочным материалам для этих силовых установок, мы подошли к главному вопросу: можно ли использовать дизельное топливо в бензиновом двигателе?
Если рассматривать все в целом, то ответ положительный. Но при этом следует учитывать ряд нюансов, среди которых:
- Тип дизельного топлива;
- Количество пролитой смазки.
- Скорость износа двигателя;
Начнем с первого. Если смазочный материал, предназначенный для использования в грузовых автомобилях, работающих на дизельном топливе, не подходит для двигателей легковых автомобилей, тем более для бензиновых версий.
Бензиновые силовые установки еще более мощные, и в этом масле нет присадок, способных работать на высоких скоростях.
Кроме того, большее количество щелочи будет иметь только отрицательный эффект.
Согласно с. А вот дизельное топливо для легковых автомобилей в принципе можно использовать, но для этого нужно учесть два других нюанса.
Дизельное топливо обладает более высокими очищающими свойствами, но в то же время более высокой зольностью.
Если взять, например, двигатель автомобиля УАЗ Хантер, который без капитального ремонта переработал значительный ресурс, то из заливки такого масла ничего хорошего не выйдет.
Двигатель за время эксплуатации износился и внутри скопилось много грязи.
Результат от использования дизельного топлива будет примерно таким: большое количество масла проникнет в цилиндры (из-за износа сжиженного нефтяного газа), и при его сгорании будет образовываться больше золы, которая откладывается на поверхностях камеры сгорания.
Значительное количество такого осадка приведет к нарушению воспламенения горючей смеси (появится горение детонацией).
В результате двигатель будет работать с ударными нагрузками, что быстро приведет к поломкам.
Еще одна проблема — наличие большого количества отложений и воздействие на них масел с повышенными очищающими свойствами.
Смазка для дизельного топлива не только смывает ее, но и удерживает всю грязь в себе. А поскольку масло циркулирует по двигателю даже по каналам с небольшим сечением, велика вероятность их засорения.
В результате мы получаем масляное голодание одного из механизмов (часто это время), что приведет к выходу агрегата из строя.
Но ничего этого не произойдет при умеренном износе силовой установки.
Считается, что если в период между заменами масла его потери не превышают 1 л (то есть ЦПГ находится в нормальном состоянии), то повышение зольности дизельного топлива вообще не может быть учтено.
Фактически, при правильном соблюдении процессов в камерах сгорания (что возможно только при нормальном состоянии компонентов двигателя) поверхности самоочищаются, то есть все отложения, включая золу, сжигаются и удаляются.
То же самое и с грязью внутри двигателя. Если его не накопилось слишком много, использование солярки даст только положительный эффект.
Более высокое содержание щелочи смоет имеющуюся грязь, но этого количества будет недостаточно, чтобы забить каналы системы смазки.
Поэтому использование дизельного топлива в бензиновом двигателе часто называют «длительной очисткой».
Но это также во многом зависит от количества этой смазки в бензиновом двигателе.
Если он использовался для доливки, это никак не повлияет на блок управления.
Некоторые иногда используют дизельное топливо для очистки электростанции. То есть вместо масла для бензиновых двигателей они заливают дизельное топливо и используют его до следующей замены, а затем снова возвращаются к смазке, предназначенной для этого двигателя.
И это действительно может помочь, но только в том случае, если двигатель находится в удовлетворительном состоянии.
Возможность использования бензинового масла в дизельном двигателе
Если при определенных условиях использование дизельных масел в бензиновом двигателе вполне возможно (что может даже иметь положительный эффект), то обратное действие недопустимо.
То есть заправлять дизельный двигатель смазкой, предназначенной для бензиновых двигателей, крайне нежелательно.
Это связано с тем, что у такого масла не будет достаточно моющих и нейтрализующих свойств для дизельного агрегата, что приведет к усиленному осаждению загрязняющих веществ на поверхности узлов и механизмов.
Стоит отметить, что разница между бензиновыми и дизельными моторными маслами все больше выравнивается.
Многие производители уже наладили выпуск так называемых универсальных масел, где, как они доказывают, подобран оптимальный пакет присадок.
Это позволяет использовать смазку в различных типах двигателей внутреннего сгорания.
Но это касается автомобильного моторного масла. Но заливать в двигатель легкового автомобиля «тяжелый» дизель, особенно бензиновый, не рекомендуется, так как он ни в коем случае не рассчитан на условия и процессы, происходящие внутри такого двигателя.
Подробнее о возможности смешивания моторных масел читайте здесь.
Итог
Напоследок следует отметить, что многое также зависит от качества самой смазки.
Низкокачественная смазка для любого двигателя, для которого она предназначена, не будет выполнять свои функции в полной мере, а также может иметь негативные последствия.
А если такая смазка даже попадет в двигатель, для которого она не предназначена, в конечном итоге это может вызвать довольно серьезные повреждения узлов и механизмов.
Поэтому в первую очередь стоит посмотреть на качество масла, а уже потом на его назначение.
В любом случае хорошее дизельное масло (если оно не предназначено для использования в «тяжелых» дизелях) будет оказывать меньшее воздействие на двигатель, чем низкокачественное бензиновое масло.
Полезное видео по теме.