108 поделились5,4 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Аккумулятор является одним из основных источников питания бортовой электросети автомобиля и выполняет важную функцию: запускает силовую установку, после чего генератор берет на себя питание бортовых электроприборов.
Сама по себе батарея не вырабатывает электричество, она только держит ее в себе и при необходимости возвращает.
После запуска силового агрегата генератор восстанавливает израсходованную энергию (заряжает аккумулятор).
При этом генератору не всегда удается полностью зарядить аккумулятор, обычно это происходит зимой.
Содержание
Частая причины разрядки исправного АКБ
Для запуска холодного двигателя стартер потребляет гораздо больше энергии, чем летом. Кроме того, низкие температуры увеличивают сопротивление внутри батареи.
После трогания с места водитель, желая обеспечить комфортные условия в салоне и безопасность движения, включает ряд потребителей электроэнергии: обогреватель салона, подогрев зеркал, сидений, окон, освещение.
И все это работает от генератора, который уже подает питание на системы зажигания и питания.
В результате общая нагрузка на генератор увеличивается настолько, что в лучшем случае он просто не вырабатывает достаточно энергии для подзарядки аккумулятора, а в худшем случае бортовая сеть все равно начнет немного подзаряжаться от аккумулятора.
В конечном итоге постоянная недозарядка генератора приведет к разрядке аккумулятора, и он больше не сможет запустить двигатель.
Конечно, это произойдет не сразу. Аккумулятор, если он в нормальных условиях, вполне может «пережить» зимний сезон, но по его окончании уровень заряда будет 50-60%.
А поскольку в будущем нагрузка на бортовую сеть снизится, генератор со временем сможет восстановить заряд, пусть и не полностью. Но все это при условии, что аккумулятор подготовлен к зиме.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
Один из видов обслуживания аккумуляторов — зарядка от внешнего источника питания.
Изменение условий эксплуатации приводит к тому, что генератор не может восстановить заряд АКБ до 100%, но это можно сделать с помощью зарядного устройства (зарядного устройства).
Периодичность такого обслуживания аккумулятора напрямую зависит от степени его износа и рабочих характеристик.
Для нового аккумулятора один раз в год до зимы достаточно провести KTC и зарядить от зарядного устройства. Но постепенно количество зарядов придется увеличивать.
В конце концов, батарея полностью разрядит свой ресурс, и ее необходимо будет заменить.
Основные способы подзарядки
С профессиональной точки зрения существует несколько способов зарядки аккумулятора, которые имеют свои преимущества и недостатки.
Эти методы включают:
- несимметричный ток;
- постоянный ток заряда;
- контрольно-тренировочный цикл (ККТ);
- принудительно;
- в соответствии с правилом ампер-часа (правилом Вудбриджа).
- импульсный ток;
- заряд постоянного напряжения;
Все эти методы мы обязательно рассмотрим в следующих статьях.
Причины полной разрядки аккумулятора
К распространенным причинам полной разрядки аккумулятора относятся:
- Длительная стоянка вашего автомобиля на 10 и более дней с подключенным отрицательным полюсом;
- Потребители электроэнергии остаются включенными длительное время при выключенном двигателе, а также при работе двигателя на холостом ходу, на что автовладельцы обычно не обращают внимания;
- Различные сбои в электросети автомобиля, из-за которых напряжение зарядки от генератора во время движения составляет менее 13,8 Вт.
- Короткое замыкание в электросети автомобиля, в результате чего незаметно происходит постепенный разряд;
- Длительное нахождение аккумулятора без подзарядки. Летом обычно 60 дней, зимой — 30.
- Установка и подключение дополнительных потребителей электроэнергии, внешних по отношению к электросети автомобиля, не входящих в комплектацию автомобиля;
Одним из важных моментов является постоянный контроль напряжения, которое генерирует генератор для подзарядки аккумулятора.
Напряжение, создаваемое генератором при частоте вращения коленчатого вала от 2000 до 2500 об / мин, должно составлять от 13,8 до 14,5 В (батареи на 12 В) и от 27,4 до 30,2 В для батарей на 12 В. 24 В.
Многое зависит от исправности реле регулятора. Это напряжение можно контролировать в режиме реального времени с помощью специальных устройств, которые вставляются в прикуриватель автомобиля.
Они бывают электронные и светодиодные.
также необходимо следить за степенью натяжения приводного ремня генератора переменного тока автомобиля.
Если напряжение слабое, крутящий момент не полностью передается на генератор, в результате чего напряжение падает.
Если ремень слишком натянут, подшипники шкива, через которые проходит ремень генератора, могут быстро сломаться. Следовательно, за ним необходимо следить.
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ: Свист ремня генератора, причины.
При каких случаях необходимо заряжать аккумулятор
Главный показатель — это электролит, а точнее его плотность. Этот показатель должен быть не менее 1,25 г / см3 и не выше 1,29 г / см3. Его измеряют специальным прибором — ареометром.
Для определенных климатических условий эти цифры требуют уточнения.
Поэтому желательно, чтобы прибор всегда был под рукой, им было удобно пользоваться и не требовалось специальной подготовки.
Ниже приведены ситуации, в которых необходимо перезарядить аккумулятор:
- из-за других ситуаций, которые привели к разрядке блока питания или его выходу из строя.
- при низком заряде аккумулятора после длительной стоянки автомобиля;
- с длительным, несколькими попытками, но безуспешным запуском автомобиля, что привело к разрядке аккумулятора.
Зарядка аккумулятора зарядным устройством
Меры безопасности.
Зарядка — это лишь одна из точек обслуживания аккумулятора, и перед ее проведением необходимо принять ряд мер с соблюдением некоторых правил безопасности, так как внутри аккумулятора находится агрессивная жидкость, которая может вызвать химические ожоги.
Также нарушение техники безопасности при обслуживании аккумулятора может стать причиной его взрыва.
Следующие рекомендации помогут вам сохранить свое здоровье, а иногда и жизнь. Поэтому не стоит ими пренебрегать.
- не оставляйте аккумулятор без присмотра, если вы не заряжаете его с помощью автоматического зарядного устройства.
- В помещении, где заряжается аккумулятор, должна быть хорошая вентиляция, так как во время зарядки выделяется смесь кислорода и водорода, которая является взрывоопасной.
- С первого момента предупреждение, естественно, предлагает не приближаться к аккумулятору с сигаретой или другими источниками огня во время зарядки.
Основные правила обслуживания и зарядки аккумулятора:
- Затем проверяется плотность электролита. Для этого понадобится ареометр. К тому же эта операция выполняется просто для сравнения показателей во всех банках аккумуляторов (разница показаний не должна превышать 0,01), а не для определения плотности. Все просто: в полностью заряженном состоянии плотность должна быть 1,27, но по мере расходования заряда она будет уменьшаться. Получается, что измерения на частично разряженном аккумуляторе не дадут реальной плотности электролита (для этого его следует заменить при 100% заряде аккумулятора). Но существенная разница в показаниях на разных банках будет сигнализировать о закрытии тарелок. В этом случае аккумулятор считается непригодным для использования.
- Перед зарядкой визуально осмотрите аккумулятор и очистите корпус. Для этого его следует снять с автомобиля и хорошо осмотреть кузов на предмет повреждений. Любую грязь на нем следует удалить;
- На корпусе часто можно увидеть следы прожилок. Ни в коем случае нельзя прикасаться к ним, так как это может быть электролит (чтобы внутри не создавалось избыточное давление, в корпусе есть сливное отверстие, через которое электролит может выплескиваться). Их можно удалить, аккуратно протерев тело тряпкой, смоченной в водном растворе соды (нейтрализует кислоту);
- Если аккумулятор обслуживается, следующим шагом будет проверка состояния электролита. Для этого открутите все колпачки и оцените уровень (электролит должен покрывать пакет пластин), а также его прозрачность (потемнение, наличие «хлопьев» свидетельствует о повреждении);
После всех этих измерений можно приступать к загрузке. Делать эту операцию нужно в хорошо проветриваемом помещении при температуре 18-20 градусов. С.
Одним из важнейших условий является предотвращение «реверса», то есть при подключении проводов от зарядного устройства к аккумулятору необходимо проверять, что провода «плюс» и «минус» подключены к соответствующим клеммам на батарея.
И только после этого можно включать зарядное устройство (нельзя сначала включить зарядное устройство в сеть, а потом подключить к аккумулятору).
Подготовка.
- Рекомендуется зарядить снятый с автомобиля аккумулятор, но если вы этого не сделали, отсоедините все клеммы и откройте заливную горловину.
- Сначала подключите положительный вывод зарядного устройства к положительной клемме аккумулятора, а уже потом отрицательный — к аналогичной клемме. Это предотвратит искрение. Поскольку зарядка осуществляется постоянным током, здесь вы не ошибетесь.
Только после выполнения шага 2 можно будет подключить зарядное устройство к сети.
Сейчас есть много разных зарядных устройств. Если вы простой автолюбитель и не так часто заряжаете аккумулятор, то дешевое зарядное устройство, работающее в автоматическом режиме, вам подойдет, в нем ничего настраивать не нужно, а дождитесь выключения устройства после завершения его работа.
Затем отключите зарядное устройство от сети, снимите отрицательную клемму, а затем положительную.
Если ваше зарядное устройство допускает ручную регулировку и настройку, здесь потребуется некоторое обучение и знания.
Обычно такие зарядные устройства дороги, и ими пользуются обученные автовладельцы.
В этой ситуации необходимо внести некоторые изменения. Допустим, если у вас аккумулятор емкостью 55 Ач, рекомендуемый ток зарядки в этом случае будет 5,5 А, например. 1/10 его емкости. Никогда не заряжайте аккумулятор большим током.
Если аккумулятор полностью разряжен, рекомендуется заряжать его небольшими токами 1,5 — 2,0 Ампер.
Также ни в коем случае нельзя покидать место зарядки. Необходимо постоянно контролировать такие показания, как плотность электролита (по возможности) и, прежде всего, его температура.
Если вы чувствуете, что корпус аккумулятора сильно нагрелся или температура электролита достигла 45 градусов, немедленно уменьшите зарядный ток в 2 раза или временно приостановите зарядку.
Рекомендуемая температура электролита при зарядке 30 градусов.
Если напряжение аккумулятора и плотность электролита не изменяются в течение двух часов, он считается заряженным.
Коррекция плотности электролита происходит при отличии фактических показателей от рекомендованных производителем на 0,01 г / см3. Но в любом случае они не должны быть ниже 1,25 г / см3 и выше 1,29 г / см3.
Ниже мы подробнее поговорим об основных параметрах зарядки. Читайте также причины перезарядки АКБ от генератора.
Каким напряжением и силой тока заряжать аккумулятор автомобиля
Основными параметрами при зарядке аккумулятора являются подаваемое напряжение и сила тока.
Кроме того, в существующих зарядных устройствах один из этих параметров является регулируемым, поэтому устройства делятся между собой по способу зарядки: постоянный, по напряжению или ток.
Кроме того, недавно появились так называемые комбинированные запоминающие устройства, использующие оба этих метода.
Напряжение
Посмотрим, каким напряжением нужно заряжать аккумулятор. Этот показатель в аккумуляторе колеблется от 11,7 (минимальное значение, указывающее на полную разрядку) до 12,7 (заряжено на 100%).
Но для того, чтобы зарядное устройство «протолкнуло» электрический ток, а батарея приняла его, напряжение должно быть выше, чем у самой батареи.
Оптимальный показатель — 14,2-14,4 В (на это напряжение настроен и регулятор генератора).
Это значение было выбрано не просто, дело в том, что это напряжение является порогом для начала интенсивного выделения газа.
В устройствах, работающих по методу зарядки постоянным напряжением, этот параметр также устанавливается на уровне 14,2-14,4 В.
Но сила тока меняется и зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора и степени его разряда.
Итак, в начале зарядки подаваемый ток очень велик — около 40-50 А. Но поскольку такие значения могут повредить аккумулятор, ток ограничен (обычно на уровне 20-25 А).
По мере зарядки напряжение в аккумуляторе увеличивается, что приводит к уменьшению подаваемого тока.
Когда напряжение на клеммах аккумулятора и клеммах зарядного устройства выравнивается, ток падает почти до нуля, и это сигнал восстановления заряда.
Сила тока
При использовании вышеописанного метода этот параметр не контролируется и устанавливается самим зарядным устройством в зависимости от сопротивления аккумулятора.
В устройствах, использующих метод постоянного тока, этот параметр необходимо устанавливать вручную, при этом напряжение будет регулироваться независимо.
Как отмечалось выше, оптимальной скоростью зарядки считается ток, равный 1/10 номинальной емкости аккумулятора (для аккумулятора на 55 Ач это 5,5 А, для 60 Ач — 6,0 А и т.д.). При такой мощности полностью разряженный аккумулятор восстанавливает свой заряд за 10 часов.
Но часто заряжается частично разряженный аккумулятор. И в этом случае следует рассчитать время зарядки. Это можно сделать по напряжению на клеммах аккумулятора.
Как уже отмечалось, диапазон напряжения аккумулятора от степени разряда колеблется в пределах 11,7-12,7 В. То есть разница напряжений между разряженным аккумулятором и заряженным составляет всего 1,0 В.
Если, например, вольтметр показывает напряжение 12,2 В, значит, батарея потеряла половину своего заряда. Полностью разряженный аккумулятор с током 1/10 его емкости заряжается за 10 часов, но в нашем случае он разряжается только на 50%, поэтому для восстановления полного заряда потребуется 5 часов.
Оказывается, при такой силе тока за 1 час можно восстановить 0,1 В, поэтому, зная напряжение, можно легко рассчитать время зарядки.
По мере прохождения заряда интенсивность химических процессов, сопровождающихся выделением газа и повышением температуры, будет увеличиваться.
Чтобы их уменьшить, на последней фазе зарядки ток следует уменьшить вдвое. При необходимости через определенное время его можно снова уменьшить. На полную зарядку указывает напряжение на клеммах, которое не меняется в течение 1-2 часов.
Обратите внимание, что ток в 1/10 емкости является оптимальным значением для обеспечения относительно качественной и быстрой зарядки аккумулятора без негативных последствий.
Если вы подадите более высокий ток, аккумулятор будет заряжаться быстрее, но такая интенсивность не принесет пользы. Но токи малых значений: 5% емкости обеспечивает качественный заряд, но для 100% заполнения энергией аккумулятора потребуется вдвое больше времени.
Бывает так, что аккумулятор полностью израсходовал свою энергию. Обычно это происходит по невнимательности (водитель забыл выключить на ночь одного из потребителей).
В этом случае заряд можно восстановить только токами малых величин (5% от емкости), при этом заряд должен длиться не менее 1 дня.
Не рекомендуется использовать интенсивную зарядку во избежание негативных последствий.
Стоит отметить, что даже зарядка малыми токами не обеспечит 100% восстановления емкости, так как глубокая разрядка становится причиной необратимых процессов внутри аккумулятора.
В дальнейшем за такой батареей нужно следить более внимательно, так как повторный глубокий разряд может полностью вывести ее из строя.
Что делать, если нет зарядного устройства
Часто бывают ситуации, когда аккумулятор разряжен, а зарядного устройства нет под рукой. При этом многие пытаются адаптировать для этого другие устройства — зарядку от мобильных телефонов, ноутбуков и так далее
Но такие устройства не соответствуют требуемым параметрам. Так что зарядка телефона на выходе дает 5В, а ноутбука — часто 9В, чего явно недостаточно.
Хотя вы можете найти зарядку на 12 В, применить ее к автомобильному аккумулятору не получится, потому что для зарядки требуется 14,2 В. Кроме того, в таких зарядных устройствах нет регулирования тока.
В целом попытки использовать зарядные устройства, не предназначенные для зарядки автомобильного аккумулятора, могут иметь ряд неприятных последствий.
для восстановления заряда лучше использовать сам автомобиль, а точнее его генератор.
Для этого достаточно запустить его «включением» или «с буксира».
И поэтому необходимо обеспечить частоту вращения вала двигателя на уровне 2500-3000 и минимизировать количество включаемых потребителей электроэнергии.
В таких условиях можно будет достаточно хорошо (но не полностью) восстановить заряд за полчаса.
Оценка степени заряда аккумулятора автомобиля
Как уже отмечалось, аккумулятор не требует частого обслуживания. Чего нельзя сказать о степени контроля над своим офисом.
Кроме того, это позволит своевременно выявить значительную потерю заряда аккумулятора и своевременно восстановить его, предотвратив глубокую разрядку.
Есть несколько способов проверить:
- Следующий метод предполагает измерение напряжения вольтметром, но с генерируемой нагрузкой (принцип отвода нагрузки). Но в этом случае мы даем нагрузку бортовыми электроприборами, например включаем дальний свет. Это обеспечит нагрузку 10А, при этом будет наблюдаться падение напряжения. С заряженным аккумулятором упадет до 11,2 В.
- Измерьте напряжение на выводах (это было рассмотрено выше). То есть берем вольтметр и замеряем. Полностью заряженная батарея должна иметь на клеммах 12,7 В. Уменьшение на каждые 0,1 В будет указывать на 10% потерю заряда. Показание 11,7 В сигнализирует о полном разряде. Таким методом необходимо полностью отключить аккумулятор от бортовой сети и также дождаться стабилизации параметров;
- Многие модели батарей имеют смотровое стекло с цветовой кодировкой. Но этот метод тестирования очень неточен, так как показывает только два значения: батарея заряжается и разряжается. Но промежуточное значение не может быть определено;
- Используйте розетку нагрузки. Один из самых точных способов проверить состояние заряда аккумулятора. Такая вилка представляет собой прибор, снабженный вольтметром. За счет собственного сопротивления (0,018-0,02 Ом) создает нагрузку на аккумулятор (имитирует подключение мощного потребителя энергии). С такой вилкой очень просто производить замеры — подключаем к клеммам и наблюдаем за показаниями вольтметра. Полностью заряженный аккумулятор должен иметь напряжение 10,5В, показатель 9,9В свидетельствует о нехватке 25% заряда, 9,3В — аккумулятор разряжен наполовину. Если на штекере 8,1В и меньше, аккумулятор полностью разряжен;
Обратите внимание, что нет особой разницы в используемом методе (кроме метода индикатора.
Важным критерием здесь является точность инструментов, используемых для проверки, ведь даже небольшая ошибка может привести к довольно серьезному несоответствию показаний фактическим значениям.
Как сделать зарядное устройство своими руками
Адаптировать зарядное устройство ноутбука для зарядки автомобильного аккумулятора не получится. Но никто не говорит, что вам просто нужно покупное зарядное устройство.
сделать это своими руками подручными средствами вполне возможно, и со своей задачей они справятся не хуже заводских изделий.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ЗДЕСЬ: Как сделать зарядное устройство своими руками.
Как заряжать новый аккумулятор
Часто возникает вопрос о зарядке новых аккумуляторов. Как правило, новые батареи поступают в продажу готовыми к использованию без предварительного обслуживания. То есть ничего делать не надо — купил и сразу поставил на машину.
Но здесь есть довольно важный нюанс. С того момента, как аккумулятор был заряжен и заряжен производителем, и до того, как он попадет к покупателю, это может занять некоторое время, и много. А в аккумуляторе есть эффект саморазряда, то есть даже при хранении он постепенно разряжается.
Если степень разряда небольшая, ничего критичного в этом нет, но перед установкой в автомобиль аккумулятор следует немного подзарядить.
Поэтому при покупке обязательно следует:
- Проверить дату изготовления (если аккумулятор больше 6 месяцев, лучше не покупать);
- Провести детальный осмотр внешнего вида (при наличии пробок можно оценить состояние электролита, проверить его плотность);
- Измерьте напряжение с помощью вольтметра (если аккумулятор новый и падение напряжения значительное, велика вероятность внутреннего повреждения).
Как правило, новый аккумулятор также может нуждаться в перезарядке, но если вы заметили, что он полностью разряжен, лучше не покупать его.
Понижаем плотность электролита
Дистиллированная вода используется для понижения плотности электролита и увеличения электролита.
Если вы решили «запомнить» плотность электролита, то после настройки аккумулятор должен заряжаться около 40 минут, при этом напряжение должно быть 15-16 Вольт. Это необходимо для полного перемешивания электролита.
В любом случае действия, описанные в конце, касаются специалистов в области подзарядки аккумуляторов.
А тем, кто постоянно заряжает с помощью автоматических зарядных устройств, следует не реже одного раза в полгода, особенно перед зимним периодом эксплуатации, обращаться к специалистам, которые полностью проверит аккумулятор, проведут все необходимые процедуры, улучшат условия качества и продлит срок его службы.
А также сделаю все, чтобы аккумулятор не разрядился в самый неподходящий момент.
ПРОЧИТАЙТЕ ВАЖНО: Аккумулятор не заряжается, причины, как решить проблему.
Как зарядить аккумулятор без снятия с автомобиля
Напоследок рассмотрим вопрос, как зарядить аккумулятор, не вынимая его из машины.
Если это произойдет с предварительным отключением бортовой сети, можно без опасений подзарядить, главное обеспечить стабильное положение зарядного устройства и вентиляции (т.е зарядка при открытом кожухе).
Но многих интересует, можно ли это сделать без отключения от бортовой сети. Такие попытки могут иметь негативные последствия.
Многие электроприборы постоянно находятся под напряжением. Например, даже при полном выключении зажигания подается питание на охранную систему, аудиосистему (она находится в режиме ожидания) и так далее.
Если вы попытаетесь зарядить подключенный аккумулятор, возникающие скачки напряжения (до 16 В) или силы тока (до 50 А) могут привести к перегоранию предохранителей (в лучшем случае) или к самому оборудованию.
Поэтому с зарядкой аккумулятора, не отключенного от бортовой сети, лучше не экспериментировать.
Что касается такой проблемы, как зарядка в холодных погодных условиях (зимой в неотапливаемом гараже), то это вполне возможно.
В процессе зарядки аккумулятор подвергается химическим процессам с выделением тепла, поэтому он нагревается.
Если ваша цель — периодически заряжать аккумулятор, просто используйте автоматическое зарядное устройство без дополнительных настроек, и сам процесс зарядки совсем не составит труда.
Но если вы полностью выполняете качественное обслуживание источника питания, то лучше обратиться к специалисту, у которого есть специальные устройства, зарядные устройства и оборудование для работы в этой сфере деятельности.
При таком периодическом обслуживании батарея прослужит намного дольше.
Прочтите здесь, как зарядить необслуживаемую батарею.