58 публикаций2,9 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Проверка компрессии двигателя относится к одному из способов диагностики неисправностей в двигателе автомобиля, а точнее его цилиндро-поршневом узле (ЦПГ).
Такая проверка не сразу выявит неисправность, но тем не менее неверные показатели давления, отличающиеся от штатных, приведут к выводу, что что-то не так и более тщательной проверке работы поршневого узла автомобиля с более специализированным оборудование необходимо.
Основными симптомами негативных процессов, протекающих при ХПН, являются:
- Сильная потеря мощности двигателя;
- Перестал работать один из цилиндров: двигатель «троит», повышенная вибрация двигателя;
- Повышенный расход масла и топлива.
В большинстве случаев проблема решается заменой свечей зажигания, но если это не помогает, стоит измерить компрессию во всех цилиндрах двигателя.
Содержание
Немного теории
Компрессия — это максимальное давление в цилиндре, измеренное на холостом ходу без запуска двигателя. Двигатель запускается электростартером или криво (прошлый век). Измеритель компрессии используется для измерения компрессии.
Читайте дальше: Компрессия дизельного двигателя и все о степени сжатия силовых установок.
Принцип работы компрессометра
Для проведения замеров открутите свечу зажигания и на ее место вверните наконечник с резьбой или нажмите на наконечник без резьбы, все зависит от модели имеющегося у вас устройства.
Когда цилиндр перемещается в двигатель, воздух поступает в трубку под давлением. Когда давление в баллоне достигает максимального значения, это значение регистрируется манометром.
Хотя этот инструмент прост в использовании и доступен по цене, это не означает, что измерить компрессию двигателя просто.
Любой показатель компрессометра требует анализа и окончательного вердикта только от специалиста, который точно знает, в каких ситуациях стоит верить показаниям прибора и принимать меры, а в каких случаях эти показатели носят чисто информативный характер.
Чтобы узнать, какая компрессия должна быть в цилиндрах двигателя вашей конкретной модели автомобиля, следует обратиться к технической документации на автомобиль и узнать степень сжатия.
Узнав степень сжатия, мы умножаем ее на 1,3 и получаем приблизительное значение степени сжатия.
Но следует понимать, что современные компрессометры не могут измерять идеально точно и, как и другие устройства, также имеют погрешности (примерно до 3 атмосфер).
Также показания уровня сжатия зависят от таких факторов, как:
- Качество топлива и октановое число;
- Вязкость масла;
- Степень прогрева двигателя;
- Состояние заряда аккумулятора.
Поэтому при анализе полученных измерений за основу не берутся стандартные показатели (хотя они тоже частично учитываются), а проводится сравнительный анализ показаний компрессии во всех цилиндрах двигателя, но мы будем поговорим об этом позже.
Выбираем компрессометр
очень важно, чтобы двигатель был установлен на вашу машину, бензиновый или дизельный.
Бензиновый двигатель.
В этом случае достаточно приобрести недорогой манометр с резьбовым наконечником для ввинчивания в отверстие свечи зажигания. Если есть беспроводной наконечник, то вам придется на него нажимать, а это неудобно и показания измерителя компрессии не будут точными.
Обратите внимание на положение клапана прижимного седла. В качественных компрессометрах он находится непосредственно в наконечнике, который вставляется в отверстие в колпачке, а не под самим манометром. Это позволит получить более точные измерения, не занижая показания.
Дизель.
В этом случае ситуация намного сложнее, и самостоятельно проводить такие измерения не рекомендуется по нескольким причинам:
- Свечи накаливания или форсунки необходимо снять. Не все водители смогут это сделать, и не у всех есть специальный инструмент для выполнения такой работы;
- Вам понадобится специальный переходник, который приобретается отдельно или уже может входить в комплект дорогих компрессоров.
В этом случае лучше всего обратиться в автосервис.
можно купить импортный измеритель компрессии, который изначально укомплектован большим количеством переходников для различных марок автомобилей, но стоит такой комплект недешево и в основном используется в автосервисах.
Альтернатива
Компрессоры.
Более сложное, удобное, но ненамного более эффективное устройство. Основное отличие — возможность записывать полученные данные на пластиковые карты или бумагу в разное время, а затем анализировать их.
Но если вы хотите следить за ростом давления в динамике, то в этом приборе будет сложно. Это главный недостаток компрессора.
Мототестер.
Это самые современные инструменты для измерения компрессии двигателя.
Их принцип действия основан не на фиксации давления в цилиндрах, а на измерении пульсаций тока, который потребляет стартер.
Сила потребляемого тока прямо пропорциональна увеличению компрессии в цилиндрах и увеличению нагрузки на коленчатый вал двигателя.
Главное преимущество этого устройства в том, что за несколько минут можно снимать показания со всех цилиндров, не откручивая свечи зажигания.
Однако показания в этом устройстве берутся не в паскалях, а в процентах. Цилиндр, который работает наиболее эффективно, имеет больше процентов.
Причины снижения компрессии двигателя
На снижение компрессии двигателя влияет множество факторов. Рассмотрим основные.
Количество воздуха в цилиндрах.
Высокая степень сжатия прямо пропорциональна количеству воздуха, поступающего в цилиндр двигателя, уменьшение объема воздуха соответственно приводит к снижению давления в цилиндрах при достижении ими ВМТ (верхней мертвой точки).
Причины уменьшения объема воздуха в цилиндрах:
- Изменение положения дроссельной заслонки;
- Забит воздушный фильтр.
Установка фаз газораспределения.
Ошибки в настройке фаз газораспределения могут привести к изменению времен закрытия и открытия выпускных клапанов, что приводит к смещению в ту или иную сторону момента достижения максимального давления в цилиндре, соответственно компрессия будет уже быть другим.
Подобные ошибки, как правило, являются следствием неправильной установки ремня привода распределительного вала, поэтому доверьте эту работу специалистам.
Клапанный зазор.
Неправильная регулировка зазоров срабатывания клапанов в любом случае приводит к снижению компрессии двигателя, поэтому не забывайте делать такие регулировки, в среднем, через 10-20 тысяч километров пробега.
Температура двигателя.
Чем лучше прогревается двигатель, тем выше давление воздуха в цилиндрах, так как теплый воздух расширяется и имеет больший объем. Когда двигатель охлаждается, в результате охлажденный воздух сжимается и компрессия уменьшается.
Утечки воздуха.
Сжатый воздух имеет тенденцию выходить из цилиндра, и это естественно. В результате возможна утечка воздуха через все, что не герметично.
Рассмотрим ситуацию потери компрессии из-за утечки воздуха.
Чтобы выявить причину, нужно сделать следующее:
- Выставьте цилиндр немного ниже ВМТ;
- Поставьте машину на ручной тормоз и включите 4 или 5 передач;
- Откройте маслозаливную горловину;
- Направить в баллон поток сжатого воздуха с давлением не менее 2, но не более 3 атмосфер. Для этого можно использовать компрессор или надутую автомобильную камеру.
На что следует обратить внимание:
- Шипение и утечка воздуха через ближайшее отверстие для свечи зажигания, что указывает на «разрыв» прокладки блока цилиндров;
- Впускной клапан не закрывается должным образом, если из карбюратора выходит воздух с шипением;
- Поток воздуха из маслозаливной горловины означает, что дела идут неважно. Это означает, что поршень перегорел или образовалась трещина;
- Если воздух выходит из выхлопной трубы, смотрите выхлопной клапан, скорее всего, он сдулся.
Кроме того, минимизация утечки воздуха достигается, когда:
- Цилиндр полностью круглый, на поверхности нет царапин;
- Клапаны идеально притерты и надежно прилегают к седлам;
- Блоки поршневых колец имеют минимальный люфт;
- Поршневые кольца плотно прилегают к гильзам цилиндров и плотно входят в их канавки.
От слов к делу
Подготовьте автомобиль перед проверкой компрессии двигателя.
Для этого следует:
- Прогреть двигатель до 80 — 90 градусов, это можно делать даже при холодном двигателе, но об этом поговорим позже;
- Отсоедините подачу топлива к цилиндрам. По вашему решению, например, отключите бензонасос;
- Убедитесь, что вы задули ВСЕ свечи, не несколько, но ВСЕ, это важно;
- Убедитесь, что аккумулятор заряжен, он должен быть полностью заряжен.
Компрессию двигателя можно измерить двумя способами:
- Закрытый дроссель;
- Откройте дроссельную заслонку.
В первом случае давление в баллонах будет невысоким, в пределах 0,6 — 0,8 МПа, так как воздух не будет течь в больших количествах. Следовательно, сжатие в нашем случае будет уменьшаться при наличии в системе минимальных неоднородностей. Это позволит выявить скрытые недоработки в CPG.
Во втором случае расход воздуха будет большим, соответственно давление в цилиндрах увеличится и может достигать 0,8 — 0,9 МПа.
Второй способ больше подходит для обнаружения серьезных неисправностей в двигателе, о которых мы уже писали выше, см. Утечка воздуха.
Но независимо от используемого метода следует помнить об одном важном нюансе — следить за скоростью повышения давления, поскольку это своеобразная «лакмусовая бумажка» при диагностике неисправностей.
Например, если показания манометра были на первом такте, при замере компрессометром было 0,3 МПа, а потом при следующем такте резко подскочило, на 99,9% это проблема с резинками.
Существенно противоположная ситуация также возникает, когда показания манометра на первом цикле, при измерениях, составляют 0,8 МПа, а затем не увеличиваются. В этом случае стоит обратить внимание на целостность прокладки головки или исправность клапана компрессора.
Конечно, после этого этапа проверки следует использовать другие диагностические инструменты для более надежного обнаружения неисправностей.
Замер на «холодном» двигателе
Если возникла проблема с запуском двигателя или автомобиль вообще не заводится, компрессию двигателя также можно определить «холодным».
Возьмем бензиновый двигатель. В этом случае, если при проверке «на холоде» показатели уровня сжатия как минимум в два раза ниже оптимальных, по сравнению с проверкой на прогретом двигателе, а это между 4,5 и 5,5 атмосфер, то это в основном из-за появления колец в поршнях, что уже является неисправностью.
Возьмем дизельный двигатель. Не факт, что вы будете запускать проверку, но нужно знать, что невозможно запустить дизельный двигатель, если показания компрессии в нем не превышают 17 атмосфер. А если не более 24 атмосфер, то без капитального ремонта дизеля не обойтись.
Также при проверке компрессии в дизельном двигателе не допускайте наличия масла в цилиндрах, дайте двигателю стабилизироваться, чтобы масло стекало в картер, тогда показания манометра будут реальными.
Анализируем полученные результаты
Анализ полученных результатов сводится к сравнению показаний манометров во всех цилиндрах. Стоит обратить внимание на баллон, уровень давления которого отличается от показаний давления в других баллонах, он может быть ниже или выше.
Если разница в показаниях не превышает одной атмосферы, на ЦПГ ошибаться не стоит. Вернитесь к диагностике системы зажигания автомобиля, проверьте свечу зажигания. А еще он контролирует подачу топлива в цилиндры.
Лишние показания атмосферы характерны и для автомобилей с пробегом более 50 тыс. Км.
Причиной значительно более высокого давления в цилиндре может быть наличие большого количества масла, причину которого нужно выявить отдельно. Откручиваем свечу и смотрим, в масле ли она, то это наш случай.
Основные нормативные показатели
Все необходимые данные можно получить из сервисной документации на конкретную марку автомобиля.
Основные данные с учетом проверки только на прогретом двигателе представлены ниже.
Стандартный уровень сжатия:
- Современные бензиновые автомобили с бензином А-95, 98 — от 11 до 14 атмосфер (диапазон показаний от 0,5 до 1,0 атмосферы);
- Старые бензиновые автомобили А — 80, А-92 — от 9 до 10 атмосфер (диапазон показаний от 0,5 до 1,0 атмосферы);
- Современные дизельные автомобили — около 45 атмосфер (диапазон показаний от 2 до 3,0 атмосфер);
- Старые дизельные автомобили — около 28 атмосфер (диапазон при показаниях от 2 до 3,0 атмосфер).
В зависимости от установленного дизельного двигателя стандартные показания могут составлять от 28 до 45 атмосфер.
Проверка компрессии двигателя позволяет диагностировать следующие неисправности.
Подводим итог
При проверке компрессии двигателя старайтесь соблюдать правило, что все данные, полученные при замерах, будут относительными. Да, их стоит учитывать при анализе, но главным для вас будет сравнительный анализ данных, взятых с каждого цилиндра.
Разница в значениях будет для вас основополагающим фактором для выявления неисправного цилиндра, для быстрого проведения других необходимых диагностик для выявления причин неисправности.
А чтобы полагаться на абсолютное стандартное значение сжатия, необходимо иметь данные первых измерений, выполненных в разное время работы транспортного средства, что не всегда выполняется.
Кроме того, архив данных, помимо результатов основных измерений, должен содержать: при каких температурных условиях проводилась проверка, температура в вязкости масла, пробег автомобиля и его общее техническое состояние, и так далее
Простому водителю все это сложно, поэтому для проверки компрессии двигателя не стоит пренебрегать услугами автосервиса и позаботиться о полученных данных до следующей проверки.
Видео — Определение компрессии в цилиндрах двигателя.