Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

46 просмотров

Практически всем автомобилистам знакомо понятие «размер шины», но это далеко не единственный параметр, определяющий такие важные технические характеристики автомобильной шины, как, например, индекс скорости. Еще одна не менее важная характеристика автомобильной шины — индекс нагрузки — напрямую связан с этим показателем.

Что такое показатели нагрузки на шины и скорости, как они определяются во время испытаний и можно ли их рассчитать для конкретного автомобиля и индивидуального стиля вождения? Какая связь между этими параметрами и есть ли особенности их определения при расшифровке маркировки шин? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с маркировкой и использованием автомобильных шин, могут быть полезны как новичкам, так и опытным водителям.

Следовательно, лучше начинать определение индекса нагрузки и скорости шины с первого параметра, потому что они тесно связаны.

Индекс нагрузки шин

Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

Индекс нагрузки — это максимально допустимая (предельная) нагрузка на шину (измеряется в килограммах), когда транспортное средство движется с максимально допустимой (предельной) скоростью при заданном давлении в шинах. Другими словами, он показывает, какую нагрузку может выдержать каждая шина на максимальной скорости. При этом не следует забывать, что нагрузка на колесо определяется не только пассажирами и перевозимым грузом, но и массой самого автомобиля.

Иногда можно встретить и другие названия — коэффициент нагрузки или индекс грузоподъемности шины, но в русскоязычной литературе это общепринятая формулировка — индекс нагрузки.

В маркировке шины индекс нагрузки следует сразу за размером и обозначается числом от 0 до 279. Обычно для его расшифровки используется специальная таблица.

Полная таблица индексов нагрузки шин

Индекс нагрузки Допустимая нагрузка, кг Индекс нагрузки Допустимая нагрузка, кг
0 45 140 2500
один 46,2 141 2575
2 47,5 142 2650
3 48,7 143 2725
4 пятьдесят 144 2800
5 51,5 145 2900
6 53 146 3000
7 54,5 147 3075
восемь 56 148 3150
девять 58 149 3250
10 60 150 3350
одиннадцать 61,5 151 3450
12 63 152 3550
13 65 153 3650
14 67 154 3750
пятнадцать 69 155 3875
шестнадцать 71 156 4000
17 73 157 4125
18 75 158 4250
19 77,5 159 4375
ветры 80 160 4500
21 год 82,5 161 4625
22 85 162 4750
23 87,5 163 4875
24 90 164 5000
25 92,5 165 5150
26 95 166 5300
27 97 167 5450
28 год 100 168 5600
29 103 169 5800
30 106 170 6000
31 год 109 171 6150
32 112 172 6300
33 115 173 6500
34 118 174 6700
35 год 121 175 6900
36 125 176 7100
37 128 177 7300
38 132 178 7500
39 136 179 7750
40 140 180 8000
41 год 145 181 8250
42 150 182 8500
43 год 155 183 8750
44 год 160 184 9000
45 165 185 9250
46 170 186 9500
47 175 187 9750
48 180 188 10000
49 185 189 10300
пятьдесят 190 190 10600
51 195 191 10900
52 200 192 11200
53 206 193 11500
54 212 194 11800
55 218 195 12150
56 224 196 12500
57 год 230 197 12850
58 236 198 13200
59 243 199 13600
60 250 200 14000
61 257 201 14500
62 265 202 15000
63 272 203 15500
64 280 204 16000
65 290 205 16500
66 300 206 17000
67 307 207 17500
68 315 208 18000
69 325 209 18500
70 335 210 19000
71 345 211 1500
72 355 212 20 000
73 365 213 20600
74 375 214 21200
75 387 215 21800
76 400 216 22400
77 412 217 23000
78 425 218 23600
79 437 219 24300
80 450 220 25000
81 год 462 221 25750
82 475 222 26500
83 487 223 27250
84 500 224 28000
85 515 225 29000
86 530 226 30 000
87 545 227 30750
88 560 228 31500
89 580 229 32500
90 600 230 33500
91 615 231 34500
девяносто два 630 232 35500
93 650 233 36500
94 670 234 37500
95 690 235 38750
96 710 236 40 000
97 730 237 41250
98 750 238 42500
99 775 239 43750
100 800 240 45000
101 825 241 46250
102 850 242 47500
103 875 243 48750
104 900 244 50 000
105 925 245 51500
106 950 246 53000
107 975 247 54500
108 1000 248 56000
109 1030 249 58000
110 1060 250 60 000
111 1090 251 61500
112 1120 252 63000
113 1150 253 65000
114 1180 254 67000
115 1215 255 69000
116 1250 256 71000
117 1285 257 73000
118 1320 258 75000
119 1360 259 77500
120 1400 260 80 000
121 1450 261 82500
122 1500 262 85000
123 1550 263 87500
124 1600 264 90 000
125 1650 265 92500
126 1700 266 95000
127 1750 г 267 97500
128 1800 268 100 000
129 1850 г 269 103000
130 1900 г 270 106000
131 1950 271 109000
132 2000 г 272 112000
133 2060 273 115000
134 2120 274 118000
135 2180 275 121000
136 2240 276 125000
137 2300 277 128500
138 2360 278 132000
139 2430 279 136000

Большинство шин для легковых автомобилей рассчитаны на более узкий диапазон нагрузок, поэтому в большинстве случаев эта таблица обычно немного сокращается: индекс нагрузки шин для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников колеблется от 50-62 до 111-126.

В соответствии со стандартами, разработанными Европейской организацией по колесам и шинам (ETRO), для каждого размера шины разрешены два индекса нагрузки: стандартная и негабаритная. Разница между этими показателями не превышает 10%. Повышенный индекс нагрузки должен сопровождаться пояснительной надписью при маркировке: усиленный, XL или extraload.

Иногда автомобилисты считают, что более высокий индекс нагрузки обеспечивает более высокие прочностные характеристики шины, особенно ее боковой поверхности. На самом деле это не так: индекс нагрузки определяется стандартными результатами испытаний и не связан напрямую с прочностными характеристиками боковины шины.

Обозначение индекса нагрузки международное, но в шинах американских производителей следует его расшифровка (после знака «MAXLOAD»). Кроме того, американские стандарты для легковых автомобилей предусматривают пониженный индекс нагрузки, который указывается в маркировке шины буквой P (пассажирская), которая ставится перед обозначением размера. Пониженный индекс позволяет снизить предельные нагрузки (не более 10%) к стандартным, поэтому перед использованием данных шин необходимо проверить возможность их использования согласно технической документации.

Еще одной особенностью шин американских производителей являются индексы нагрузки для легких грузовиков: легких грузовиков — легких грузовиков и пикапов (коммерческих автомобилей по европейской классификации). Такие шины обозначаются при маркировке индексом LT перед типоразмером, а после номеров первого индекса нагрузки идет второй знак дроби — минус первого.

Например, шина Goodyear WRANGLER DURATRAC LT285 / 70 R17 121 / 118Q OWL с двумя осями и четырьмя колесами имеет индекс нагрузки 121 (1450 кг), а со сдвоенными колесами на задней оси — 118 (1320 кг). Несложный расчет показывает, что во втором случае автомобиль, несмотря на меньшее значение допустимой нагрузки на одно колесо, может быть загружен больше, чем в первом.

Европейское обозначение шин двойного назначения отличается только тем, что латинская буква C (Commercial) размещается на этикетке шины не перед стандартным размером, а сразу после него.

Индекс скорости шин

Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

Определение индекса скорости шины можно дать просто: это максимальная скорость, которую может выдержать шина. Другое дело, что подразумевается под термином «сопротивляется». Конечно, в первую очередь, это понятные условия использования:

  1. Давление в шинах,
  2. Вертикальная нагрузка,
  3. Параметры окружающей среды (качество покрытия, погодные условия).

В сопоставимых условиях использования индекс скорости является своего рода гарантией производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.

Индекс скорости шины при маркировке обозначается одной из букв латинского алфавита, которая следует сразу за индексом нагрузки. Для его расшифровки обычно также используют таблицу.

Таблица индексов скорости шин

Индекс скорости Допустимая скорость, км / ч Индекс скорости Допустимая скорость, км / ч
A1 5 К 110
La2 10 L 120
LA3 пятнадцать М 130
A4 ветры Нет 140
A5 25 П 150
A6 30 Q 160
LA7 35 год Р 170
A8 40 С 180
Б пятьдесят Т 190
С 60 Ты 200
Д 65 ЧАС 210
И 70 В 240
Ф 80 W 270
Г 90 Ага 300
J 100 ZR более 240

таблицу легко запомнить: буквы расположены в алфавитном порядке за исключением a — H (соответствует индексу скорости 210 км / ч).

Иногда (в последнее время это довольно редко) можно встретить резину без маркировки по индексу скорости. Как правило, это шины для спортивных автомобилей, разработанные для конкретных моделей (иногда для отдельных автомобилей), которые не устанавливаются на серийные автомобили.

Связь между индексами скорости и нагрузки шин

Соотношение между показателями нагрузки и скорости учитывается производителями: с одинаковой максимальной нагрузкой производятся шины с разными допусками по скорости.

Качественно эта связь очевидна: чем выше максимально допустимая скорость, тем большую нагрузку должна нести шина, потому что с увеличением скорости динамические нагрузки на шину резко увеличиваются, например, когда колесо ударяется о горшок или выбоина. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках шина может сломаться в такой ситуации.

Для номинальных скоростей в диапазоне от Q до T максимально допустимая нагрузка может быть достигнута при максимально допустимой скорости. Но для скоростных автомобилей требуется определенный запас.

Если индекс скорости шины V равен 240 км / ч, расчетный индекс нагрузки этой шины должен соответствовать максимальной скорости до 210 км / ч. А при движении с большей скоростью следует еще больше снизить планируемую нагрузку.

Алгоритм расчета следующий: увеличение скорости каждые 10 км / ч приводит к снижению нагрузки на 3%. Для еще более быстрых автомобилей (W — 270 км / ч) правило строже: снижение нагрузки на 5% каждые 10 км / ч с 240 км / ч.

При выборе шин с учетом индекса скорости необходимо учитывать рекомендации производителя, сезон и стиль вождения водителя. А если нет возможности купить шины по инструкции производителя, следует выбирать шины с индексом скорости выше (но не ниже) рекомендуемого.

Испытания шин для определения индексов

Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

За официальными цифрами скорости и номинальной грузоподъемности шин и рекомендациями производителей для сухих условий стоит большой объем инженерной работы со стороны дизайнеров и испытателей. Отнесение каждой модели шины к определенной категории происходит не только (и даже не столько) расчетными методами, но и на основании данных стендовых, полигонных и натурных испытаний резины.

Классическим примером этого является знаменитый Nokian, где шины сначала испытываются в цикле динамометрических испытаний. Схема стенда известна давно: тестовая шина вращает огромный барабан, к которому она с некоторым усилием прижимается. Здесь важно строгое соблюдение режимов испытаний и постоянный контроль состояния объекта контроля.

Второй этап — полевые испытания: автомобиль, на котором установлены тестовые образцы, управляется роботом и движется по замкнутой траектории. На этом этапе тестеры также имеют возможность постоянно контролировать параметры тестируемых шин.

Наконец, третий этап — полномасштабные испытания шин в эксплуатации, как тестировщиками самой компании, так и независимыми экспертами (обычно таксистами). В полноразмерных тестах невозможно постоянно следить за параметрами состояния резины, но значение конечного результата выше, чем на предыдущих этапах — это данные реальной эксплуатации.

В самой компании Nokian, например, очень требовательны к качеству своей продукции — даже если при стендовых испытаниях шина длительное время выдерживает скорость более 300 км / ч, ей далеко не присвоен индекс шины на высоком уровне скорость и, скорее всего, все ограничится индексом Т.

Расчет шин по индексам скорости и нагрузки

Индексы скорости и нагрузки шин: понятия, маркировка, таблицы

Казалось бы, расчет максимальной нагрузки на колесо и выбор шины с индексом скорости, соответствующим определенной модели, — не самая сложная задача.

Фактически, многие автомобилисты делят полную массу транспортного средства (автомобиль с полным двигателем с максимально допустимым количеством пассажиров и максимально допустимой нагрузкой для перевозки) на 4 и получают максимальную нагрузку на колесо.

На самом деле такой расчет нельзя признать правильным по нескольким причинам:

  • Кроме того, данный расчет можно назвать статическим, поскольку шины подвергаются динамическим нагрузкам, значительно превышающим статические нагрузки в пиковые моменты.
  • Наконец, на требования индекса нагрузки также влияют основные ожидаемые режимы работы транспортного средства (автомагистраль, грунтовая дорога, дорога с плохим покрытием и т.д.
  • Во многих транспортных средствах распределение осевых нагрузок неравномерно.

Все это породило множество «экспертных» корректирующих факторов.

Фактически, как уже отмечалось, только результаты испытаний, проведенных производителем, могут внести разумные изменения в статические расчеты. Поэтому разумные рекомендации по индексу нагрузки следует запрашивать у производителей автомобилей и шин.

Что касается показателя скорости, то его следует выбирать с запасом. Если, например, планируются движущиеся участки со скоростью 190 км / ч, выбирайте шины, которые лучше рассчитаны на скорость 210 — 220 км / ч.

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв