Практически всем автомобилистам знакомо понятие «размер шины», но это далеко не единственный параметр, определяющий такие важные технические характеристики автомобильной шины, как, например, индекс скорости. Еще одна не менее важная характеристика автомобильной шины — индекс нагрузки — напрямую связан с этим показателем.
Что такое показатели нагрузки на шины и скорости, как они определяются во время испытаний и можно ли их рассчитать для конкретного автомобиля и индивидуального стиля вождения? Какая связь между этими параметрами и есть ли особенности их определения при расшифровке маркировки шин? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с маркировкой и использованием автомобильных шин, могут быть полезны как новичкам, так и опытным водителям.
Следовательно, лучше начинать определение индекса нагрузки и скорости шины с первого параметра, потому что они тесно связаны.
Содержание
Индекс нагрузки шин
Индекс нагрузки — это максимально допустимая (предельная) нагрузка на шину (измеряется в килограммах), когда транспортное средство движется с максимально допустимой (предельной) скоростью при заданном давлении в шинах. Другими словами, он показывает, какую нагрузку может выдержать каждая шина на максимальной скорости. При этом не следует забывать, что нагрузка на колесо определяется не только пассажирами и перевозимым грузом, но и массой самого автомобиля.
Иногда можно встретить и другие названия — коэффициент нагрузки или индекс грузоподъемности шины, но в русскоязычной литературе это общепринятая формулировка — индекс нагрузки.
В маркировке шины индекс нагрузки следует сразу за размером и обозначается числом от 0 до 279. Обычно для его расшифровки используется специальная таблица.
Полная таблица индексов нагрузки шин
Индекс нагрузки | Допустимая нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Допустимая нагрузка, кг |
0 | 45 | 140 | 2500 |
один | 46,2 | 141 | 2575 |
2 | 47,5 | 142 | 2650 |
3 | 48,7 | 143 | 2725 |
4 | пятьдесят | 144 | 2800 |
5 | 51,5 | 145 | 2900 |
6 | 53 | 146 | 3000 |
7 | 54,5 | 147 | 3075 |
восемь | 56 | 148 | 3150 |
девять | 58 | 149 | 3250 |
10 | 60 | 150 | 3350 |
одиннадцать | 61,5 | 151 | 3450 |
12 | 63 | 152 | 3550 |
13 | 65 | 153 | 3650 |
14 | 67 | 154 | 3750 |
пятнадцать | 69 | 155 | 3875 |
шестнадцать | 71 | 156 | 4000 |
17 | 73 | 157 | 4125 |
18 | 75 | 158 | 4250 |
19 | 77,5 | 159 | 4375 |
ветры | 80 | 160 | 4500 |
21 год | 82,5 | 161 | 4625 |
22 | 85 | 162 | 4750 |
23 | 87,5 | 163 | 4875 |
24 | 90 | 164 | 5000 |
25 | 92,5 | 165 | 5150 |
26 | 95 | 166 | 5300 |
27 | 97 | 167 | 5450 |
28 год | 100 | 168 | 5600 |
29 | 103 | 169 | 5800 |
30 | 106 | 170 | 6000 |
31 год | 109 | 171 | 6150 |
32 | 112 | 172 | 6300 |
33 | 115 | 173 | 6500 |
34 | 118 | 174 | 6700 |
35 год | 121 | 175 | 6900 |
36 | 125 | 176 | 7100 |
37 | 128 | 177 | 7300 |
38 | 132 | 178 | 7500 |
39 | 136 | 179 | 7750 |
40 | 140 | 180 | 8000 |
41 год | 145 | 181 | 8250 |
42 | 150 | 182 | 8500 |
43 год | 155 | 183 | 8750 |
44 год | 160 | 184 | 9000 |
45 | 165 | 185 | 9250 |
46 | 170 | 186 | 9500 |
47 | 175 | 187 | 9750 |
48 | 180 | 188 | 10000 |
49 | 185 | 189 | 10300 |
пятьдесят | 190 | 190 | 10600 |
51 | 195 | 191 | 10900 |
52 | 200 | 192 | 11200 |
53 | 206 | 193 | 11500 |
54 | 212 | 194 | 11800 |
55 | 218 | 195 | 12150 |
56 | 224 | 196 | 12500 |
57 год | 230 | 197 | 12850 |
58 | 236 | 198 | 13200 |
59 | 243 | 199 | 13600 |
60 | 250 | 200 | 14000 |
61 | 257 | 201 | 14500 |
62 | 265 | 202 | 15000 |
63 | 272 | 203 | 15500 |
64 | 280 | 204 | 16000 |
65 | 290 | 205 | 16500 |
66 | 300 | 206 | 17000 |
67 | 307 | 207 | 17500 |
68 | 315 | 208 | 18000 |
69 | 325 | 209 | 18500 |
70 | 335 | 210 | 19000 |
71 | 345 | 211 | 1500 |
72 | 355 | 212 | 20 000 |
73 | 365 | 213 | 20600 |
74 | 375 | 214 | 21200 |
75 | 387 | 215 | 21800 |
76 | 400 | 216 | 22400 |
77 | 412 | 217 | 23000 |
78 | 425 | 218 | 23600 |
79 | 437 | 219 | 24300 |
80 | 450 | 220 | 25000 |
81 год | 462 | 221 | 25750 |
82 | 475 | 222 | 26500 |
83 | 487 | 223 | 27250 |
84 | 500 | 224 | 28000 |
85 | 515 | 225 | 29000 |
86 | 530 | 226 | 30 000 |
87 | 545 | 227 | 30750 |
88 | 560 | 228 | 31500 |
89 | 580 | 229 | 32500 |
90 | 600 | 230 | 33500 |
91 | 615 | 231 | 34500 |
девяносто два | 630 | 232 | 35500 |
93 | 650 | 233 | 36500 |
94 | 670 | 234 | 37500 |
95 | 690 | 235 | 38750 |
96 | 710 | 236 | 40 000 |
97 | 730 | 237 | 41250 |
98 | 750 | 238 | 42500 |
99 | 775 | 239 | 43750 |
100 | 800 | 240 | 45000 |
101 | 825 | 241 | 46250 |
102 | 850 | 242 | 47500 |
103 | 875 | 243 | 48750 |
104 | 900 | 244 | 50 000 |
105 | 925 | 245 | 51500 |
106 | 950 | 246 | 53000 |
107 | 975 | 247 | 54500 |
108 | 1000 | 248 | 56000 |
109 | 1030 | 249 | 58000 |
110 | 1060 | 250 | 60 000 |
111 | 1090 | 251 | 61500 |
112 | 1120 | 252 | 63000 |
113 | 1150 | 253 | 65000 |
114 | 1180 | 254 | 67000 |
115 | 1215 | 255 | 69000 |
116 | 1250 | 256 | 71000 |
117 | 1285 | 257 | 73000 |
118 | 1320 | 258 | 75000 |
119 | 1360 | 259 | 77500 |
120 | 1400 | 260 | 80 000 |
121 | 1450 | 261 | 82500 |
122 | 1500 | 262 | 85000 |
123 | 1550 | 263 | 87500 |
124 | 1600 | 264 | 90 000 |
125 | 1650 | 265 | 92500 |
126 | 1700 | 266 | 95000 |
127 | 1750 г | 267 | 97500 |
128 | 1800 | 268 | 100 000 |
129 | 1850 г | 269 | 103000 |
130 | 1900 г | 270 | 106000 |
131 | 1950 | 271 | 109000 |
132 | 2000 г | 272 | 112000 |
133 | 2060 | 273 | 115000 |
134 | 2120 | 274 | 118000 |
135 | 2180 | 275 | 121000 |
136 | 2240 | 276 | 125000 |
137 | 2300 | 277 | 128500 |
138 | 2360 | 278 | 132000 |
139 | 2430 | 279 | 136000 |
Большинство шин для легковых автомобилей рассчитаны на более узкий диапазон нагрузок, поэтому в большинстве случаев эта таблица обычно немного сокращается: индекс нагрузки шин для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников колеблется от 50-62 до 111-126.
В соответствии со стандартами, разработанными Европейской организацией по колесам и шинам (ETRO), для каждого размера шины разрешены два индекса нагрузки: стандартная и негабаритная. Разница между этими показателями не превышает 10%. Повышенный индекс нагрузки должен сопровождаться пояснительной надписью при маркировке: усиленный, XL или extraload.
Иногда автомобилисты считают, что более высокий индекс нагрузки обеспечивает более высокие прочностные характеристики шины, особенно ее боковой поверхности. На самом деле это не так: индекс нагрузки определяется стандартными результатами испытаний и не связан напрямую с прочностными характеристиками боковины шины.
Обозначение индекса нагрузки международное, но в шинах американских производителей следует его расшифровка (после знака «MAXLOAD»). Кроме того, американские стандарты для легковых автомобилей предусматривают пониженный индекс нагрузки, который указывается в маркировке шины буквой P (пассажирская), которая ставится перед обозначением размера. Пониженный индекс позволяет снизить предельные нагрузки (не более 10%) к стандартным, поэтому перед использованием данных шин необходимо проверить возможность их использования согласно технической документации.
Еще одной особенностью шин американских производителей являются индексы нагрузки для легких грузовиков: легких грузовиков — легких грузовиков и пикапов (коммерческих автомобилей по европейской классификации). Такие шины обозначаются при маркировке индексом LT перед типоразмером, а после номеров первого индекса нагрузки идет второй знак дроби — минус первого.
Например, шина Goodyear WRANGLER DURATRAC LT285 / 70 R17 121 / 118Q OWL с двумя осями и четырьмя колесами имеет индекс нагрузки 121 (1450 кг), а со сдвоенными колесами на задней оси — 118 (1320 кг). Несложный расчет показывает, что во втором случае автомобиль, несмотря на меньшее значение допустимой нагрузки на одно колесо, может быть загружен больше, чем в первом.
Европейское обозначение шин двойного назначения отличается только тем, что латинская буква C (Commercial) размещается на этикетке шины не перед стандартным размером, а сразу после него.
Индекс скорости шин
Определение индекса скорости шины можно дать просто: это максимальная скорость, которую может выдержать шина. Другое дело, что подразумевается под термином «сопротивляется». Конечно, в первую очередь, это понятные условия использования:
- Давление в шинах,
- Вертикальная нагрузка,
- Параметры окружающей среды (качество покрытия, погодные условия).
В сопоставимых условиях использования индекс скорости является своего рода гарантией производителя, что при заявленной максимальной скорости шина сохранит свои физико-механические свойства и не разрушится.
Индекс скорости шины при маркировке обозначается одной из букв латинского алфавита, которая следует сразу за индексом нагрузки. Для его расшифровки обычно также используют таблицу.
Таблица индексов скорости шин
Индекс скорости | Допустимая скорость, км / ч | Индекс скорости | Допустимая скорость, км / ч |
A1 | 5 | К | 110 |
La2 | 10 | L | 120 |
LA3 | пятнадцать | М | 130 |
A4 | ветры | Нет | 140 |
A5 | 25 | П | 150 |
A6 | 30 | Q | 160 |
LA7 | 35 год | Р | 170 |
A8 | 40 | С | 180 |
Б | пятьдесят | Т | 190 |
С | 60 | Ты | 200 |
Д | 65 | ЧАС | 210 |
И | 70 | В | 240 |
Ф | 80 | W | 270 |
Г | 90 | Ага | 300 |
J | 100 | ZR | более 240 |
таблицу легко запомнить: буквы расположены в алфавитном порядке за исключением a — H (соответствует индексу скорости 210 км / ч).
Иногда (в последнее время это довольно редко) можно встретить резину без маркировки по индексу скорости. Как правило, это шины для спортивных автомобилей, разработанные для конкретных моделей (иногда для отдельных автомобилей), которые не устанавливаются на серийные автомобили.
Связь между индексами скорости и нагрузки шин
Соотношение между показателями нагрузки и скорости учитывается производителями: с одинаковой максимальной нагрузкой производятся шины с разными допусками по скорости.
Качественно эта связь очевидна: чем выше максимально допустимая скорость, тем большую нагрузку должна нести шина, потому что с увеличением скорости динамические нагрузки на шину резко увеличиваются, например, когда колесо ударяется о горшок или выбоина. Проще говоря, при неправильно подобранных характеристиках шина может сломаться в такой ситуации.
Для номинальных скоростей в диапазоне от Q до T максимально допустимая нагрузка может быть достигнута при максимально допустимой скорости. Но для скоростных автомобилей требуется определенный запас.
Если индекс скорости шины V равен 240 км / ч, расчетный индекс нагрузки этой шины должен соответствовать максимальной скорости до 210 км / ч. А при движении с большей скоростью следует еще больше снизить планируемую нагрузку.
Алгоритм расчета следующий: увеличение скорости каждые 10 км / ч приводит к снижению нагрузки на 3%. Для еще более быстрых автомобилей (W — 270 км / ч) правило строже: снижение нагрузки на 5% каждые 10 км / ч с 240 км / ч.
При выборе шин с учетом индекса скорости необходимо учитывать рекомендации производителя, сезон и стиль вождения водителя. А если нет возможности купить шины по инструкции производителя, следует выбирать шины с индексом скорости выше (но не ниже) рекомендуемого.
Испытания шин для определения индексов
За официальными цифрами скорости и номинальной грузоподъемности шин и рекомендациями производителей для сухих условий стоит большой объем инженерной работы со стороны дизайнеров и испытателей. Отнесение каждой модели шины к определенной категории происходит не только (и даже не столько) расчетными методами, но и на основании данных стендовых, полигонных и натурных испытаний резины.
Классическим примером этого является знаменитый Nokian, где шины сначала испытываются в цикле динамометрических испытаний. Схема стенда известна давно: тестовая шина вращает огромный барабан, к которому она с некоторым усилием прижимается. Здесь важно строгое соблюдение режимов испытаний и постоянный контроль состояния объекта контроля.
Второй этап — полевые испытания: автомобиль, на котором установлены тестовые образцы, управляется роботом и движется по замкнутой траектории. На этом этапе тестеры также имеют возможность постоянно контролировать параметры тестируемых шин.
Наконец, третий этап — полномасштабные испытания шин в эксплуатации, как тестировщиками самой компании, так и независимыми экспертами (обычно таксистами). В полноразмерных тестах невозможно постоянно следить за параметрами состояния резины, но значение конечного результата выше, чем на предыдущих этапах — это данные реальной эксплуатации.
В самой компании Nokian, например, очень требовательны к качеству своей продукции — даже если при стендовых испытаниях шина длительное время выдерживает скорость более 300 км / ч, ей далеко не присвоен индекс шины на высоком уровне скорость и, скорее всего, все ограничится индексом Т.
Расчет шин по индексам скорости и нагрузки
Казалось бы, расчет максимальной нагрузки на колесо и выбор шины с индексом скорости, соответствующим определенной модели, — не самая сложная задача.
Фактически, многие автомобилисты делят полную массу транспортного средства (автомобиль с полным двигателем с максимально допустимым количеством пассажиров и максимально допустимой нагрузкой для перевозки) на 4 и получают максимальную нагрузку на колесо.
На самом деле такой расчет нельзя признать правильным по нескольким причинам:
- Кроме того, данный расчет можно назвать статическим, поскольку шины подвергаются динамическим нагрузкам, значительно превышающим статические нагрузки в пиковые моменты.
- Наконец, на требования индекса нагрузки также влияют основные ожидаемые режимы работы транспортного средства (автомагистраль, грунтовая дорога, дорога с плохим покрытием и т.д.
- Во многих транспортных средствах распределение осевых нагрузок неравномерно.
Все это породило множество «экспертных» корректирующих факторов.
Фактически, как уже отмечалось, только результаты испытаний, проведенных производителем, могут внести разумные изменения в статические расчеты. Поэтому разумные рекомендации по индексу нагрузки следует запрашивать у производителей автомобилей и шин.
Что касается показателя скорости, то его следует выбирать с запасом. Если, например, планируются движущиеся участки со скоростью 190 км / ч, выбирайте шины, которые лучше рассчитаны на скорость 210 — 220 км / ч.