720 поделились35,9 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram
Основные признаки неисправности датчика массового расхода воздуха (другое название расходомера, ДМРВ, датчика массового расхода воздуха) — повышенный расход топлива, перебои в работе двигателя (потеря мощности, колебания оборотов, срыв холостого хода, неудачный холодный пуск колодца) и другие подобные признаки неисправности. Поэтому этот датчик тоже проверяется параллельно.
Чтобы точно выяснить, в чем причина, проводится полная диагностика автомобиля с помощью сканера (тестера) или выборочная проверка датчиков, в том числе расходомера, мультиметра (вольтметра) и другими методами. Об этих и других моментах мы поговорим далее.
Содержание
Где находится датчик массового расхода воздуха?
Датчик массового расхода воздуха устанавливается как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Он встроен в систему стартера между дроссельной заслонкой и воздухоочистителем и прикреплен к корпусу воздухоочистителя.
За что отвечает?
Датчик массового расхода воздуха играет важную роль в формировании правильной топливовоздушной смеси. Датчик постоянно контролирует объем воздуха, проходящего через систему впуска, и передает полученные данные в ЭБУ.
Последний, получив информацию от расходомера и других датчиков, формирует такую топливовоздушную смесь, которая обеспечивает работу двигателя на оптимальных оборотах с минимальным расходом топлива.
Другие датчики также могут корректировать показания датчика массового расхода воздуха: атмосферного давления и температуры воздуха, но они устанавливаются не на все автомобили.
Если датчик массового расхода воздуха сломан, определение количества поступающего воздуха производится контроллером по углу дроссельной заслонки. Это не обеспечивает экономичного режима работы двигателя, но машина едет.
Читайте также:
Какой датчик отвечает за обороты двигателя
Виды и принцип работы расходометров
Датчик массового расхода воздуха входит в состав анемометрических устройств с горячей пленкой.
Основные типы, применяемые на автомобилях:
- Фильм с аналоговым и цифровым сигналом.
- Аналоговый провод (нить накала.
- Частота ДМРВ. Уже ставятся на большинство современных автомобилей с конвейера.
Счетчики с трубкой Пито (пластинчатого типа) не рассматриваются в связи с их устаревшей конструкцией.
Принцип работы первых двух типов устройств схож между собой и основан на изменении показаний напряжения, приложенного к нагревательным элементам (проводам или пленкам). Эти изменения контролируются ЭБУ и производят расчеты для образования топливовоздушной смеси. Подробнее.
Проволочные ДМРВ
Они используются на большинстве современных автомобилей. В таких устройствах ключевую роль играют термисторы — две вольфрамовые или платиновые нити диаметром 0,07 мм, на которые подается напряжение с определенной силой тока, в результате они нагреваются, и термистор (датчик температуры), но это не везде предусмотрено.
Одна резьба закрывается потоком воздуха, а вторая при открытом дросселе наоборот активно обдувается и охлаждается.
Чтобы выровнять показания температуры термисторов, на открытую нить накала подается больший ток.
ЭБУ учитывает разницу показаний напряжения между проводами, интенсивность их охлаждения и по ним рассчитывает объем поступающего воздуха и на основании этого рассчитывает необходимое количество топлива, подаваемого в цилиндры.
Проводные датчики массового расхода воздуха имеют несколько существенных недостатков: со временем они загрязняются или изнашиваются.
Чтобы решить первую проблему, конструкторы разработали режим самоочистки. Обеспечивает кратковременное (чтобы не разряжать аккумулятор) нагрев нити до 1000-11000С на заглушенном моторе. При такой температуре сжигаются все отложения.
Когда термисторы изношены, датчик заменяют.
Пленочные расходометры
Конструктивно такие датчики отличаются от первых, хотя принцип их действия во многом такой же.
Вместо чувствительного термистора накала здесь устанавливается керамический нагревательный элемент с платиновым покрытием или полупроводниковая пленка.
Расположение пленочного устройства остается прежним, а сам керамический элемент имеет несколько слоев резисторов, каждый из которых выполняет свою функцию: датчик температуры, нагрев, два термистора.
Важным преимуществом такого датчика является то, что он измеряет температуру не только входящего, но и отражающего воздуха. Кроме того, устройство менее подвержено загрязнению.
Стоит отметить, что в современных устройствах выходной сигнал U передается не только в аналоговом, но и в цифровом режиме, ускоряя обработку данных.
Частотный ДМРВ
Изделие General Motors было установлено на первом ВАЗ 2109 и отработало в паре с ЭБУ 4 января. Он отличается надежностью и долгим сроком службы.
Принцип действия основан не на изменении постоянного напряжения, а на изменении частоты выходного сигнала переменной U. Когда частота высокая, это указывает на большой поток воздуха, низкая частота — на низкий воздушный поток поток.
Основное преимущество частотного расходомера — это стабильная передача данных на ЭБУ при падении напряжения в цепи (плохой контакт, окисление и т.д.).
Представьте, что в разъемах окислились контакты. Тогда выходной сигнал 1,02В упадет и, например, на контроллер придет 0,9В. Это не критично, но повлияет на расход топлива в сторону увеличения.
В датчике частоты колебания напряжения никак не влияют на работу ЭБУ. Окисление контактов никоим образом не изменит частоту сигнала, а это значит, что 100% выходных данных достигнут получателя, то есть контроллера (ЭБУ).
К чему приводит неисправность?
Нельзя сказать, что выход из строя расходомера сразу приведет к критическим последствиям, но если пренебречь проблемой, то длительная работа двигателя на неправильно сформированной топливовоздушной смеси приведет к быстрому износу элементов цилиндра. -поршневой агрегат, а при действии нескольких факторов может произойти детонация в двигателе и даже его «клин».
Например, если в двигатель попадает богатая смесь, двигатель быстро перегревается из-за разжижения масла.
Кроме того, неисправный датчик массового расхода воздуха в значительной степени из-за ухудшения чистоты выхлопных газов влияет на сокращение срока службы каталитического нейтрализатора, сажевого фильтра и всей выхлопной системы.
Признаки неисправности ДМВР
Как уже ясно из приведенного выше материала, при неисправном датчике массового расхода воздуха ЭБУ формирует воздушно-топливную смесь с нарушением правильной пропорции. Например, вам нужно 1:14, и смесь будет поступать в цилиндры в соотношении 1:15 (бедная) или 1:13 (богатая). А при соотношении 1: 5 смесь вообще не воспламеняется.
В результате выход из строя расходомера может проявляться следующими симптомами:
- Сложность запуска двигателя (особенно при низких температурах).
- Повышенный расход топлива.
- На плавающем холостом ходу машина останавливается. В то же время, это может быть не так с холодным двигателем, и как только двигатель прогреется, обороты уходят с 1000 до 1600 в минуту.
- Двигатель не тянет, динамики разгона нет.
- Машина прикручивается.
- Автомобиль блокируется при переключении вверх или вниз.
- «Check Engine» включается и не выключается».
- Быстрый перегрев двигателя.
важно понимать, что все эти признаки конкретно не указывают на неисправность датчика массового расхода воздуха и здесь необходимо комплексно заняться поиском причин выхода из строя и использовать разные методы диагностики.
Причины поломки
Ниже мы перечислим основные причины, по которым датчик массового расхода воздуха выходит из строя или не работает должным образом:
- Прогорание (взрыв) термистора или повреждение отложений на дорожках. Это заболевание особенно характерно для модели сенсора HFM-5. Это может произойти из-за естественного износа или резкого повышения напряжения в сети (вышел из строя генератор и т.д.). Проводные устройства в среднем служат около 150 000 километров на машине.
- Отсутствие напряжения — обрыв сигнала или исправная цепь, датчик не подключен, окисление контактов.
- Компьютер вышел из строя.
- Неправильное обслуживание. Расходомер считается устройством, не требующим обслуживания, и его необходимо заменять в комплекте. Но так как он дорогой, многие пытаются его очистить, например, ватным тампоном, что неправильно. Для этого используйте сжатый воздух или специальные жидкости (карбокслайнер, специальный очиститель расходомера воздуха или другое средство на спиртовой основе).
Косвенные причины:
- Заклинивание дроссельной заслонки из-за ее загрязнения: в этом случае датчик работает правильно, но информация не передается правильно в ЭБУ.
- Забит воздушный фильтр.
Как быстро определить, что датчик неисправен?
Чтобы быстро проверить работу датчика массового расхода воздуха, выполните следующие действия:
- Заведите машину и прогрейте двигатель до рабочей температуры (возможно до 80 градусов). Периодически увеличивайте скорость вращения, чтобы ускорить процесс.
- Останови машину.
- Отсоедините клемму от датчика.
- Начните снова, не нажимая педаль акселератора.
- Если двигатель начинает резко увеличивать обороты, что не характерно для холостого хода, наоборот, идет вниз, значит, неисправен расходомер воздуха.
Проверка и ремонт расходомера воздуха в гаражных условиях
Для диагностики датчика массового расхода воздуха используется несколько простых и сложных методов. Каждый метод дополняет друг друга, так как не факт, что первая проверка даст результат.
Если у вас есть автоматический сканер ELM327 или аналогичный, мы рекомендуем вам начать проверку с помощью этого устройства. Это сразу даст общую картину источников неисправности и не факт, что между ними будет датчик массового расхода воздуха.
В остальном все начинается с: визуального осмотра, выключения, проверки мультиметром, использования сканера или мотоциклетного тестера, диагностики автомобиля через ноутбук с помощью программы «Вася Диагностика». В крайнем случае потребуется перепрошить ЭБУ. Но сначала о главном.
Визуальный осмотр
Чтобы осмотреть датчик, его необходимо снять. На большинстве современных автомобилей это сделать несложно.
Из-за этого:
- Снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- Отсоедините разъем.
- Снимите болты.
- Откручиваем хомуты.
- Осторожно отодвиньте воздуховод и снимите датчик.
Осмотрите изделие на предмет повреждений корпуса, посторонних предметов, грязи и конденсата. Если внутри обнаружен мусор, это означает, что воздушный фильтр давно не меняли или в стыках есть течь.
Далее термисторы (нити или пленки) проверяются на наличие видимых повреждений. При наличии датчик заменяется целиком.
Если на резьбе или пленке скопились отложения грязи, очистите их сжатым воздухом или специальными средствами.
Никогда не чистите ватными палочками или другими подобными методами. Любое механическое воздействие может их повредить.
Если вы обнаружите следы масла внутри датчика, убедитесь, что уровень в картере не превышен или что маслоотделитель системы вентиляции картера, расположенный под клапанной крышкой, не заблокирован.
Отключение
Этот метод частично обсуждался выше. А теперь остановимся подробнее.
Дело в том, что даже при выключенном датчике массового расхода воздуха двигатель не заглохнет, а будет работать в аварийном режиме, условия работы которого вшиты производителем в ЭБУ.
Отсоедините разъем от расходомера, не включая зажигание. Запустить двигатель. «Проверить» появится на панели, не обращайте внимания.
Если двигатель раньше работал с перебоями, но теперь работает стабильно, но скорость «колеблется», проблема в самом датчике, и датчик передал неверные данные в контроллер.
Не лишним будет проехать на автомобиле в таком режиме несколько сотен метров.
Затем проводим визуальный осмотр, как было сказано в предыдущем разделе, и проверяем его с помощью устройства.
Проверка мультиметром
Чтобы проверить датчик массового расхода воздуха мультиметром, изучите его распиновку. В зависимости от марки автомобиля он может отличаться. Для этого найдите схему подключения в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Например, рассмотрим этапы проверки на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, Лада, Приора, Калина, Гранта.
Большинство, если не все, оснащены датчиком Bosch с артикульным номером 0280218037. Он используется на некоторых моделях Mercedes и на всех ГАЗах.
Чтобы добраться до проводов, снимите защитную крышку на датчике — их пять. Цвета могут быть разными, но их функции в основном одинаковы в зависимости от размещения.
По порядку от воздушного фильтра:
- Входной кабель датчика температуры воздуха на впуске.
- К главному реле — У 12В.
- Масса.
- Блок питания ДРМВ — У 12В.
- Желтый: провод выходного сигнала расходомера идет к ЭБУ.
Нам нужно снять показания напряжения, для этого:
- Включаем зажигание.
- Устанавливаем переключатель мультиметра в положение 2 или 20В.
- Подключаем «+» устройства к желтому проводу (пятому в списке) и «-» к зеленому (третьему в списке).
Показания U от 0,996 до 1,02 В считаются нормальными. В нашем случае 1.02. В противном случае устройство необходимо будет заменить.
ВАЖНО: Обратите внимание, что производители датчиков указывают третий десятичный знак в стандартных показаниях напряжения. Это означает, что мультиметр должен производить измерения с такой же точностью. Но не все устройства способны на это. Только дорогие, не всем по карману. Допускаются измерения до второго десятичного знака, но это не дает точной картины. Поэтому специалисты предпочитают осциллографы мультиметрам.
Вышеупомянутые часовни не случайны. Со временем термисторы изнашиваются, их толщина уменьшается, а значит, их сопротивление уменьшается, а напряжение увеличивается.
Исходя из этого, можно примерно определить, в какой стадии износа находится расходомер.
- Оптимальное чтение: 996 — 1,02 В
- Удовлетворительно — 1,03 В
- 04В — срок полезного использования заканчивается.
- Аппарат 05В работает на переделке, но если в его работе нет сбоев, менять нет смысла.
- U выше 1,05 вольт — расходомер меняется.
В последнем случае какой-то «кулибин» морочит ЭБУ: в разрыв желтого сигнального провода впаян подстроечный резистор 2 кОм, тем самым понизив напряжение до штатного. Это помогает (расход точно уменьшится). Но как это в дальнейшем повлияет на работу двигателя? Тема, требующая глубокого изучения.
Чтобы увидеть, изменяются ли показания датчика массового расхода воздуха при прохождении через него воздуха, снимите устройство, снова подсоедините разъем, включите зажигание и направьте воздушный поток на термисторы со стороны воздухоочистителя.
Показание мультиметра должно измениться в сторону увеличения — до 1.03V.
В некоторых случаях вместо напряжения на термисторах измеряется сопротивление.
Но этот метод более сложный, он требует наличия стандартных показаний сопротивления при определенной температуре воздуха под рукой. Вы можете найти их в руководстве для конкретной марки автомобиля или в специальной технической литературе.
Проверка с помощью авто сканера
При этом методе проверки датчика массового расхода воздуха важно подключиться к ЭБУ и прочитать коды неисправностей.
Для этого потребуются:
- Смартфон под управлением Android или iOS, ноутбук или планшет.
- Программное обеспечение, установленное на вышеперечисленных устройствах, таких как OpenDiag, MotorData OBD, inCarDoc, Obd Mary, Car Scanner ELM OBD2, EOBD Facile, ScanMaster, Vasya Diagnost и другие. Зайдите в Play Store и загрузите.
- Тестер (сканер), который по каналам связи USB, Bluetooth или WI-FI подключает смартфон или другое устройство к контроллеру.
Список популярных сканеров:
- ELM327 — универсальный, подходит для большинства домашних машин или Scan Tool Pro.
- Адаптеры VAG COM — для немецких автомобилей.
- На заправочных станциях используются мультибрендовые сканеры и сканеры торговых посредников.
Порядок действий на примере смартфона:
- Загрузите и установите программное обеспечение на свое устройство.
- Подключите сканер через специальный диагностический разъем (в каждой модели он может быть размещен в разных местах, но, как правило, под салоном автомобиля справа, ближе к водителю).
- Включите зажигание.
- Запустите программу и дождитесь завершения сканирования.
- Просмотр кодов неисправности p0100 указывает на проблему в цепи датчика массового расхода воздуха.
Другие коды ошибок:
- p0102 — Низкий уровень сигнала на входной цепи датчика.
- p0103 — высокий уровень сигнала на входной цепи датчика.
Проверка с помощью мототестера (осциллографом)
Как правило, такая проверка проводится в специализированных автосервисах, так как требует подготовки.
Тестер двигателя подключается к датчику, и двигатель запускается. Подключение осуществляется напрямую или через специальные переходники (автомобильные разъемы разных марок могут быть разными). Все данные отображаются на ноутбуке.
Проверяемые параметры (могут отличаться на разных моделях автомобилей):
- Время напряжения переходного сигнала с момента его зажигания после запуска двигателя и до момента его стабилизации и возврата в нормальное состояние. Например, значение примерно 1 мс считается нормальным, а 6 мс — нет.
- Расход воздуха в разных режимах работы двигателя. Как минимум, это 3-5 граммов в секунду.
- Опорное напряжение датчика 5В.
Проверка с помощью Вася Диагност
Вася Диагност — копия аппаратно-программного сканера VCDS, разработанная американской компанией Ross-Tech только с русификацией. Он продается в странах постсоветского пространства и популярен не только среди профессиональных диагностов, но и среди обычных автовладельцев.
Не будем описывать возможности адаптера; это требует отдельного рассмотрения.
Для диагностики датчика массового расхода воздуха необходимо соблюдение определенных условий:
- Двигатель следует прогреть до 80 градусов.
- Все потребители отключены (кондиционер, печка, кондиционер, обогрев задних стекол и др).
Порядок осмотра:
- Установите одноименную программу на свой ноутбук.
- Подключите адаптер к диагностическому порту.
- Найдите и перейдите в раздел «Выбор блока управления».
- Перейдите в раздел «01 — Электроника двигателя».
- Зайдите в «Коды ошибок» и посмотрите, какие ошибки там отображаются.
- Вернись.
- Перейдите в «Пользовательские группы».
- Подбираем текущее значение 213 и 211, 212 по паспорту.
- Сравните показания и, если они не совпадают, замените датчик.
1 из 7 — +
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Перепрошивка ЭБУ
ЭБУ снова требуется в разных ситуациях, например в Евро-2 при установке смеси катализаторов.
Если есть признаки неисправности датчика массового расхода воздуха и их поиск не помог, попробуйте следующее:
- Подготовьте небольшую тарелку толщиной 1 мм.
- Снимите воздуховод и откройте доступ к дроссельной заслонке.
- Заведи свою машину.
- Установите пластину под дроссельную заслонку так, чтобы угол ее открытия увеличился.
- Обороты двигателя должны увеличиться.
- Отсоедините датчик, отсоединив разъем.
Если двигатель никак не отреагировал, причина проблемы в прошивке ЭБУ.
Как проверить ДМРВ частотного типа
В качестве примера рассмотрим дизельный Citroen Peugeot 1.6 HDI. Аналогичный четырехпроводной датчик массового расхода воздуха имеется на представленных ниже моделях.
Для проверки понадобится диагностический сканер или мультиметр, поддерживающий эту функцию.
Распиновка датчика:
- Выходной сигнал датчика температуры на впуске.
- Масса.
- Не участвует.
- Напряжение бортовой сети +12 В.
- Частотный сигнал с датчика.
Подключаем:
- Второй штифт — «масса»
- Пятый вывод — это выходной сигнал.
В состоянии покоя при включенном зажигании выходная частота должна быть 5 кГц.
После запуска двигателя на холостом ходу частота должна снизиться до диапазона от 1,02 до 3,3 кГц. Для каждого частотного датчика массового расхода из частотной таблицы.
Особенности проверки на Форд Фокус 2
В большинстве случаев для иномарок методы диагностики расходомера аналогичны, но все же есть некоторые особенности. Все зависит от модели автомобиля и марки установленного датчика массового расхода воздуха.
Например, на Ford Focus 2 есть четырех- или шестипроводные датчики. Оригинальный товар FORD 1072308.
Распиновка показана ниже на примере 4-проводного датчика.
- Б — «-» (масса).
- А — напряжение 12В.
- C — «-» земля реверс (дословный перевод).
- D — выходной сигнал SIG на ЭБУ.
К 6-контактным датчикам подключаются два дополнительных кабеля: датчики IAT (температура всасываемого воздуха).
Чтобы проверить датчик массового расхода воздуха на Форд Фокус 2, выполните следующие действия:
- Отсоедините фишку от расходомера.
- Включите зажигание.
- подключите «-» мультиметра к «B» (земле) проводки (см рисунок выше).
- «+» Устройства к плюсу «А» (12 В).
Мультиметр должен показывать 12 В. Если нет, ищем, почему датчик не принимает U.
Дальнейшие действия (требуется помощник):
- Снова подключите микросхему.
- Не выключая зажигания, острыми щупами мультиметра «+» подключить (проткнуть провод) сигнал «D» и «-» к «C» (повторно заземлить). Норма 0,9 — 1,0 В.
- Попросите помощника завести машину, прогреть и выставить обороты около 1500. Прибор должен показывать 1,4 — 1,6 В. При 2500 об / мин — 1,8 — 2,0 В.
- Когда педаль акселератора полностью нажата (при увеличении скорости), устройство должно показывать от 0,2 до 5 В.
Не зря указан ряд стандартных показателей. Это зависит от размера двигателя.
Также диагностируйте Ford Focus 2 с помощью сканера (см. Выше). Стандартный расход воздуха составляет 9–12 кг / ч или примерно 2,8 г / с минимум.
Ниссан Альмера
Nissan Almera оснащен датчиком массового расхода воздуха Hitachi, хотя вы также можете найти продукцию Bosch. И нужно понимать, что показания на устройствах разных производителей будут разными.
Чтобы понять процесс, мы произведем замену расходомера Hitachi. Для примера Bosch читайте выше.
К датчику подходят 5 проводов. Измерения производятся сначала при включенном зажигании, затем при работающем двигателе. Подготовьте мультиметр, установив его в режим 20 В.
Процедура:
- Вставьте иглу или булавку в третий провод (проткните изоляцию) со стороны воздушного фильтра.
- Включите зажигание. «-» мультиметра к массе батареи, «+» к игле. Норма не выше 0,4 В.
- Завести машину и выполнить действия по пункту 2. Норма не выше 1,04 В. До 1,05 В еще почтена.
Промывка датчика
Мойка датчика массового расхода воздуха скользкая. Кому-то это помогло, а кому-то наоборот осталось у «разбитого корыта» — расходомер полностью вышел из строя.
Сам процесс не сложный, разбираем (если позволяет конструкция) и чистим резьбу или пленку. Если разобрать невозможно, воспользуйтесь сжатым воздухом.
Для промывки датчика массового расхода воздуха используются специальные средства на спиртовой основе.
Очистители карбюратора, разбавители, бензин используете на свой страх и риск. У одних проблема была решена, у других смылось напыление платины.
Видно изделие не в упор, а с расстояния 5-10 см.
Приобретение нового и замена ДМРВ
Купить и заменить датчик массового расхода воздуха — не проблема. Рынок кишит предложениями. Цены также варьируются от 2500 до 9000 рублей. Для ВАЗ и ГАЗ ищите продукцию Bosch с артикульным номером 0280218037.
Для замены необходимо:
- Поперечный или плоский отвар.
- Головка ключа на 10 (для Lada Kalina).
Процедура:
- Ослабьте болт на зажиме воздуховода и переместите зажим воздуховода в сторону.
- Нажмите кнопку под вилкой и вытащите вилку из разъема.
- Гаечным ключом на 10 откручиваем два болта (один сверху, один снизу).
- Снимите датчик.
- Устанавливать в обратном порядке.
1 из 3 — +
1.2.3.
Перед покупкой нового расходомера обратите внимание на маркировку старого. Желательно приобрести продукт с такой же маркировкой, чтобы обеспечить совместимость с ЭБУ автомобиля.
Главное, не забыть адаптировать новый расходомер после замены. Для этого снимите отрицательную клемму аккумулятора на несколько минут, чтобы данные попали в компьютер.
В некоторых моделях автомобилей сделать это в гараже невозможно, придется обращаться в сервисный центр, где есть специальное диагностическое оборудование.
Рекомендации по увеличению сроков эксплуатации
Чтобы продлить срок службы датчика массового расхода воздуха, следуйте этим рекомендациям:
- Своевременно меняйте воздушный фильтр, чтобы свести к минимуму засорение счетчика.
- Следите за техническим состоянием двигателя, вовремя проводите техническое обслуживание, меняйте и доливайте только качественное моторное масло.
- Если автомобиль имеет большой пробег, проверьте компрессию двигателя: износ или засорение поршневых колец, сальников клапанов приведет к проникновению масла во впускную систему. Это предотвратит накопление масляных отложений на термисторах.
- Следите за состоянием системы вентиляции картера. Это особенно актуально для тех двигателей, у которых впускной шланг картера подключается перед датчиком массового расхода воздуха. Проверить состояние маслоотделителя под клапанной крышкой.
MAF-sensor на дизеле, признаки неисправности
ДМВР на дизельные двигатели начали устанавливать недавно. Это связано с усовершенствованием последних и внедрением в их работу более сложных, но эффективных систем мониторинга.
Счетчик воздуха выполняет несколько важных функций:
- Ограничьте количество дыма на двигателях с турбонаддувом.
- Он контролирует не только количество воздуха во впускном коллекторе, но и объем картерных газов.
В первом случае при сильно нажатой педали акселератора образуется определенный объем дизельного топлива, для которого необходимо сформировать соответствующий объем воздуха.
Но поскольку турбина запускается с задержкой (формируется турбо-лаг), необходимое количество воздуха не успевает собраться. Наблюдается переобогащение смеси, неполное сгорание топлива, выделение сажи в выхлопной системе и кратковременное задымление из выхлопной трубы. Сажевый фильтр DPF частично решает проблему, но если она есть.
Чтобы решить эту проблему и ограничить избыток топлива при резком ускорении, активируется датчик массового расхода воздуха. Он передает в контроллер информацию о фактическом количестве воздуха, нагнетаемого турбиной.
Электронный блок управления, получив эти данные, ограничивает циклическую подачу топлива, адаптируя количество к объему воздуха.
Это решение позволило снизить расход дизельного топлива при сохранении силовых характеристик двигателя, но при условии исправной работы датчика массового расхода воздуха.
Во втором случае ДМРВ на дизельном двигателе работает совместно с системой вентиляции картера. Он контролирует количество выхлопных газов, попадающих во впускную систему через клапан рециркуляции отработавших газов, когда он открыт, и передает эти данные в ЭБУ. Последний на основе полученной информации подает команду на открытие и закрытие клапана рециркуляции отработавших газов.
Это решение снижает как расход топлива, так и количество вредных выбросов в атмосферу.
Исходя из этого, основными признаками выхода из строя расходомера на дизельном двигателе могут быть:
- Кратковременное появление дыма (копоти) из выхлопной трубы при разгоне.
- Нестабильная работа двигателя в переходном режиме, снижение мощности.
- Повышенный расход дизеля.
Диагностика датчика массового расхода воздуха на дизельном двигателе ничем не отличается от описанных выше методов.
Нашли ошибку? С чем-то не согласен? Напишите в комментариях.