86 Поделилось4.3k Просмотров FacebookTwitterTelegram
В комплекс обслуживающих работ инжекторной топливной системы легкового автомобиля в обязательном порядке входит такая процедура, как чистка топливных форсунок.
Ведь фильтрам системы не всегда удается качественно очистить бензин, и мелкие частицы загрязняют форсунку, значительно ухудшая качество распыла топлива.
В итоге повышается потребление топлива, динамика набора скорости снижается, появляются перебои в работе двигателя.
Чтобы всего этого избежать, необходимо проводить чистку данных элементов примерно раз в 40 тыс. км пробега.
Здесь несколько отступим от темы. Дело в том, что выше перечисленные симптомы могут давать не только форсунки.
Снижение производительности бензонасоса, сильное засорение топливного фильтра или нарушение давления в топливной рампе тоже могут негативно сказаться на работе мотора.
Поэтому лучше начинать с проверки бензонасоса, затем оценить пропускную способность топливного фильтра или же сразу его заменить на новый, замерить давление в рампе. И только после этого уже заниматься чисткой форсунок.
Содержание
Что представляют из себя форсунки
Форсунки являют собой конструкцию, которая распыляют воздушно-топливную смесь во внутрь цилиндров двигателя. Небольшое отверстие, через которое происходит впрыск, обычно закрывается тонким игольчатым клапаном, который иногда могут называть по-разному.
Постоянно находясь под воздействием высоких температур, пропуская сквозь себя не всегда хороший бензин, имеющий в своем составе разного рода добавки и смолы, которые способствуют появлению налета на поверхности игольчатого клапана.
Этот налет нарушает нормальную работу иглы, теряется ее герметичность, что приводит к попаданию топлива в цилиндр даже тогда, когда этого происходить не должно.
Гарь, которая образовывается со временем с наружной стороны сопла, становиться помехой на пути топливной смеси в камеру сгорания, что приводит к недостаточному попаданию бензина в камеру, а также деформации формы факела, который образовывается при сгорании топлива.
Датчик кислорода
Датчик кислорода, реагируя на нехватку топлива, подает сигнал для увеличения насыщенности топливной смеси, что приводит к чрезмерному расходу бензина, и плохой работе двигателя автомобиля.
Подробнее про датчик кислорода читайте здесь https://autotopik.ru/obuchenie/918-lyambda-zond.html.
Способы чистки форсунок
Вариантов чистки форсунок своими руками несколько.
Можно воспользоваться химическими присадками, почистить форсунки ультразвуком, предварительно сняв их, и прочистить инжектор не снимая его. У каждого из способов есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Использование присадок.
Это скорее временное решение, более подходящее для профилактики, чем для устранения проблемы. Дело в том, что, если у вас не новый автомобиль, использование присадок, может полностью вывести из строя форсунки.
Если в топливной системе образовалась значительная ржавчина и грязь, то присадки растворяя ее, могут закупорить форсунки и их придется выбросить.
Поэтому для чистки форсунок присадки можно добавлять каждые 5 тысяч километров пробега для профилактики загрязнения топливной системы, зная, что у вас новый автомобиль.
Чистка с помощью ультразвука.
Второй способ устранения данной проблемы, более дорогостоящий и затратный по времени. Форсунки снимают и чистят при помощи ультразвука.
Такой подход потребует от Вас наличия специальных знаний, а лучше всего в таком случае вам обратится к квалифицированному специалисту, так как работа требует аккуратности и внимания.
Очень частыми случаями при таком ремонте являются поломки уплотнительных колец и нейлоновых фильтров, поэтому их тоже стоит включить в статью расходов при выполнении данного вида работ. Неопытные мастера могут сломать форсунку при откручивании.
Читайте также:
Как почистить топливную систему автомобиля
Следует обращаться только к опытным мастерам. После демонтажа форсунок, их помещают на специальный стенд, где специальными приборами проверяют геометрию факела, герметичность клапана и продуктивность.
После этого их переносят в специальную ванну с очистительным раствором и включают ультразвук, который разрушает разного рода налет. Далее следует еще один тест на стенде.
Ультразвуковая очистка форсунок — видео.
Промывка форсунок химическими средствами.
Третьим способом является промывка химическими средствами инжектора, без снятия его. На этом способе мы остановимся подробней.
Специальное устройство, которое подсоединяется к топливной рейке, присоединяется на вход топливоприемника. Под давлением в работающий на холостом ходу двигатель, подается чистящая смесь.
Работая в таком режиме около 45 минут, топливная система очищается, и ее возвращают в исходное состояние.
Но такой способ подходит для автосервисов и нам он не подходит.
Почистить форсунки можно и самостоятельно, причем затраты на оснащение для выполнения работ будут минимальными.
Чистим самостоятельно
Стоит отметить, что сейчас продается много самых разных химических средств и жидкостей для прочистки инжекторов. Но помочь они далеко не всегда могут, а иногда наоборот, – еще больше приведут к засорению. Поэтому мы будем использовать немного другое средство, но об это дальше.
Что понадобиться.
Чтобы создать приспособление для промывки форсунок понадобиться:
- Резиновый патрубок тормозной системы (как вариант, можно использовать другие эластичные трубки);
- Провод двухжильный;
- Лампа накаливания (12 В);
- Хомуты-стяжки пластиковые;
- Изолента;
- Тумблер или кнопка.
В качестве химического средства нам понадобится средство для промывки карбюраторов. Необходимо 2 баллончика, чтобы промыть все форсунки.
Также для последних следует сразу купить новые уплотнительные кольца.
Это и все составляющие, которые понадобятся. Стоят они недорого, поэтому затраты на промывку будут минимальными.
Читайте также:
Устраняем ошибку Р0172, все возможные способы
Изготавливаем приспособление
Приспособление для промывки форсунок состоит их двух частей. При помощи первой будет подаваться средство для промывки. Для этого берем тормозной шланг и отрезаем с одной стороны металлический наконечник с резьбой.
На этот конец патрубка будет одеваться форсунка, поскольку внутренний диаметр шланга отлично для этого подходит.
На другом конце, где остался металлический наконечник, делаем подачу жидкости.
Для этого берем пластиковую трубку, идущую в комплекте с баллончиком средства для промывки (если такой трубки нет, можно взять ее от WD-40). Эту трубку вставляем в металлический наконечник.
Чтобы обеспечить герметичность, можно из винной пробки вырезать полоску, свернуть ее трубочкой и вставить в наконечник, она будет играть роль уплотняющей проставки.
Затем вставить трубку от баллончика в эту проставку, она должна сесть плотно. А затем это все поверх плотно обмотать изолентой.
Должен получиться шланг с переходом на пластиковую трубку, для подсоединения баллона с чистящей жидкостью на одном конце, и свободным вторым – для подключения форсунки.
На этом подающая часть приспособления готова.
Переходим к электрической части.
Для этого понадобиться два провода, при помощи которых будет подаваться питание на форсунку во время чистки. Запитываться все будет от АКБ.
Но чтобы в процессе не подать увеличенное напряжение, и не сжечь обмотку катушки элемента, в провод, который будет подавать плюсовой полюс, необходимо врезать лампу накаливания.
В провод же минусового полюса врезается тумблер или кнопка.
Это необходимо для удобства работ, чтобы не пришлось одновременно подавать средство на форсунку и в то же время прижимать провода к АКБ, чтобы форсунка работала.
Снятие рампы
На этом приспособление для промывки готово и можно приступать к разборке и снятию форсунок. Чтобы их извлечь, придется снимать топливную рампу.
Рассмотрим мы все это на примере автомобиля ВАЗ-2110 с 8-клапанным двигателем.
Для этого понадобиться:
- Набор ключей рожковых;
- Отвертки плоские, крестовые;
- Набор шестигранников.
Последовательность работ такова:
- Сбрасываем давление в топливной рампе. Один из простейших способов для этого – отсоединить проводку от бензонасоса и завести двигатель. В процессе работы он выберет весь бензин, полностью сбросив давление. Держать мотор заведенным нужно пока он не заглохнет, после чего его еще раз следует попробовать завести, если он не запустится, можно приступать к дальнейшим работам.
- Далее отсоединяем патрубок воздушного фильтра, проводку рампы, регулятора холостого хода, датчика ДПДЗ, патрубок от регулятора давления топлива. Дополнительно можно снять трос акселератора.
- Рожковыми ключами откручиваем топливные трубки, идущие к рампе. Под место их соединения желательно положить ветошь, поскольку в рампе еще может оставаться немного бензина.
- Откручиваем болт прижимной пластины топливных трубок.
- При помощи шестигранника откручиваем два болта крепления рампы.
- Аккуратно тянем рампу верх (по оси форсунок). При этом придется приложить усилие, поскольку форсунки в своих посадочных местах сидят достаточно плотно. После этого отводим рампу немного в сторону.
- Чтобы снять форсунки, вначале отсоединяем от них проводку. В рампе они удерживаются при помощи фиксаторов, которые нужно извлечь. Для этого плоской отверткой эти фиксаторы сдвигаем вдоль рампы, после чего его можно будет снять.
- Вытаскиваем форсунку. В рампе она сидит плотно, поэтому извлекаем ее при помощи легких покачиваний. Чтобы не перепутать местами элементы лучше извлекать и промывать их по очереди.
На двигателях других автомобилей снятие топливных элементов для промывки может проводиться несколько по-другому. Но суть остается та же – необходимо снять рампу, чтобы извлечь элементы.
Читайте также:
Система вентиляции картера двигателя с клапаном EGR, устройство, принцип работы, проверка, чистка
Промывка
После извлечения форсунки можно приступать к ее промывке, но для этого предварительно снимаем уплотнительные кольца, установленные на ее распылителе и корпусе.
Делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести повреждений.
Промывка же делается так:
- Надеваем свободный конец подготовленного шланга на форсунку, фиксируем ее при помощи хомута. К пластиковой трубке подсоединяем баллон с чистящим средством;
- К выводам форсунки подсоединяем провода, при этом важно не перепутать полярность. Поэтому лучше заранее поинтересоваться, где какой выход. При подключении проводов также следует позаботиться об изоляции. Затем подключаем проводку к АКБ;
- Создаем давление в шланге, для чего пару раз нажимаем на распылитель баллончика;
- Тумблером или кнопкой включаем в работу форсунку, после чего она начнет распылять чистящее средство;
- Чистку проводим пока ее распыление не станет равномерным. При этом необходимо постоянно поддерживать давление в шланге, нагнетая его из баллончика. Важно не допустить, чтобы форсунка работала вхолостую;
- После промывки на форсунку надеваются новые уплотнительные кольца, и она устанавливается в рампу.
Особенности работ
Если элемент не держит давления, то есть после первого нагнетания давления еще до включения ее в работу он начал пропускать чистящее средство, то форсунка в обязательном порядке заменяется.
Недопустимо дальше использовать также элемент, который даже после включения в работу не распыляет чистящее средство, являясь очень сильно забитым.
Закончив с промывкой, устанавливаем рампу на место, закрепляем, подсоединяем проводку и патрубки. Затем бензонасосом закачиваем бензин в рампу и проверяем все соединения на наличие подтеков.
Выполнить такую операцию первый раз может оказаться несколько сложно, поскольку необходимо одновременно следить за работой форсунки и подавать жидкость в шланг.
Но в дальнейшем промывка не должна составлять проблем, тем более приспособление уже будет иметься под рукой.
Узнайте больше: Как чистить инжектор своими руками в домашних условиях.
Итог
Отсюда следует заметить, что самостоятельная чистка форсунок возможна, однако это потребует от вас определенной технической подготовки и некоторых специальных приспособлений.
Но ехать ли на СТО или делать все своими руками решает каждый сам для себя.