Между блоком и головой

196 просмотров

28 Августа 2017

Работающий в штатных режимах на качественном топливе, своевременно и в полном объеме обслуживаемый двигатель, как правило, вплоть до его «капиталки» не требует ремонта, связанного с демонтажем головки блока цилиндров. Однако российские условия эксплуатации, качество реализуемого на АЗС горючего и сервисных услуг, а также используемые для проведения технического обслуживания расходные материалы неподобающего качества часто приводят к тому, что механикам приходится проводить средний, а то и капитальный ремонт ДВС при сравнительно небольших его пробегах. Операции по замене клапанов и их седел, цилиндров, поршней и поршневых колец, так или иначе, требуют демонтажа головки блока цилиндров с обязательной заменой прокладки ГБЦ. Кроме того, демонтаж головок требуется для устранения последствий перегрева моторов, в частности нарушения герметичности газового стыка, который уплотняет прокладка.

Как только из­под головки блока цилиндров начинает течь жидкость, владелец машины отправляет её на станцию технического обслуживания для устранения неисправности. Выходить с таким дефектом в рейс нельзя, так как грузовик может сойти с линии по причине аварийного выхода мотора из строя. Цена ремонта ДВС в данном случае может легко перевалить за полмиллиона рублей, если речь идет о технике европейского производства. С одной стороны, в собственно операции по замене прокладки головки блока цилиндров нет ничего сложного. Так, например, если из­под ГБЦ перегретого дизеля Mercedes­Benz начало сочиться моторное масло, то для устранения неисправности достаточно заменить прокладки новыми, с контролем состояния привалочной плоскости головок и соблюдением требуемого момента затяжки крепежа. 

Практически во всех случаях при использовании качественных запасных частей проблема исчезает. Увы, но не все моторы конструктивно схожи, и данный алгоритм действий иногда оказывается бесполезен. Так, для устранения течи антифриза из­под ГБЦ некоторых моторов грузовиков Scania (подчеркнем – в данном случае речь идет именно о течи охлаждающей жидкости, которая возникает по причине перегрева дизеля) замена прокладки не поможет. Дело в том, что истинная причина течи кроется не в нарушении целостности прокладки ГБЦ, а в повреждении верхнего уплотнительного кольца гильзы цилиндра. Данный конструкционный элемент, при воздействии на него продолжительное время высокой температуры, теряет свои свойства и не обеспечивает уплотнения стыка. Иначе говоря, не всегда в течах виновата прокладка. Нужно анализировать: что за жидкость течет из­под головки блока цилиндров, при каких условиях проявилась данная неисправность, какой мотор попал в ремонт и так далее.

Кстати, выход из строя прокладки может и вовсе не сопровождаться потеками каких­либо жидкостей. Так, у двигателей MAN D2066 есть одна важная особенность, а именно, раздельная для головки и блока цилиндров циркуляция охлаждающей жидкости и масла. Чем хорошо данное техническое решение? А тем, что прокладка головки уплотняет только газовый стык. В случае её прогара мотор не закипит, как у конкурентов, охлаждающая жидкость и масло не смешаются. Это делает двигатель более «живучим», позволяет снизить конечную стоимость его ремонта. Однако, как у каждой медали, есть у данного преимущества и обратная сторона – довольно высокая стоимость оригинальной прокладки ГБЦ.

Что касается собственно монтажа прокладок, то перво­наперво важно строго соблюдать рекомендованный заводом – изготовителем двигателя – момент затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Операцию необходимо выполнять исключительно динамометрическим ключом, прошедшим поверку! 

Несмотря на применение при изготовлении данного инструмента качественных сталей, которые проходят соответствующую термическую обработку, калибровка ключей со временем сбивается. Идем дальше. Если производитель мотора дает вилку значений по моменту затяжки крепежа, то ориентироваться стоит на среднее значение диапазона. Тем самым мы избегаем выхода за установленные рамки по причине человеческого фактора. Например, мастер не снял усилие с ключа после «щелчка» контрольного механизма. Следует также понимать, что прежде чем устанавливать ГБЦ, необходимо удостовериться в том, что болты её крепления не вытянулись.

Их номинальная и предельно допустимая длина, как правило, указываются в руководствах по ремонту ДВС. Там же присутствует информация и по порядку затяжки болтов, которому мастер также обязан неукоснительно следовать, чтобы обеспечить равномерное без перекоса прилегание головки блока цилиндров. Ряд инструкций требует производить затяжку болтов крепления головки блока цилиндров с постепенным увеличением момента и последующим доворотом крепежа на определенный угол. 

Следующий нюанс заключается в необходимости смазки резьбовой части болтов перед их закручиванием, если на них нет специального антифрикционного покрытия (!), которое выполняет функцию смазки. Если болт вкручивать «на сухую», то часть прикладываемого к нему момента пойдет на преодоление сил трения в резьбовом соединении, то есть прокладка может не обжаться с требуемым усилием.

При ремонте двигателей мотористы используют как оригинальные детали, так и запасные части от альтернативных производителей. Всё зависит от пожеланий конкретного клиента и рамок бюджета, в которые должны вписаться сервисмены. Несмотря на то, что для одного и того же силового агрегата торговля предлагает массу вариантов прокладок от разных производителей, все детали обязаны по своим свойствам, качествам и характеристикам, в том числе геометрии, максимально соответствовать оригиналу. Именно «родная» деталь прошла в составе комплектного мотора все испытания, и именно она обеспечивает наилучшие результаты по ресурсу и надежности. 

Чтобы сократить производственные затраты и обеспечить более привлекательную цену на свою продукцию, производители альтернативных запасных частей могут использовать в производстве материалы, отличные от тех, что применены в оригинальном изделии. На конечной цене продукции это скажется безусловно, как и на надежности детали, её рабочих характеристиках и т. д. Следовательно, не стоит доверять дешёвой продукции малоизвестных компаний, тем более что ремонт мотора, предусматривающий демонтаж ГБЦ и замену прокладки, весьма недёшев. Выбор запасных частей стоит остановить на продукции специализированных фирм, которые являются поставщиками автокомпонентов на сборочные конвейеры. В этом случае экономия будет разумной со всех точек зрения.

Приведем несколько характерных примеров цен на интересующие нас запчасти для разных двигателей. Одними из самых доступных по стоимости оказались прокладки ГБЦ для китайских автомобилей. Так называемый «верхний» комплект прокладок, в который входят прокладка ГБЦ и клапанной крышки, на грузовик DongFeng с мотором Cummins, который выпускался в КНР на совместном предприятии DCEC – DongFeng Cummins Engine Cо., в специализированном магазине можно приобрести всего за полторы тысячи рублей. Правда, каково будет качество запасных частей за эти деньги? Увы, сомнительное. Для примера, одна прокладка ГБЦ на рассматриваемый нами мотор стоит от полутора до трех с половиной тысяч рублей, а аналогичный комплект прокладок (со слов продавца, более качественный), но от другого китайского производителя, оценивался уже в 4500 руб. Вот его и стоит приобретать для ремонта ДВС.

Идем дальше. Самосвалы HOWO, которые экспортировались в Россию, комплектовались моторами Steyr WD615. У этих рядных шестерок головки для каждого цилиндра индивидуальные, двухклапанные. Прокладки выполнены в виде пакета стальных пластин строго определенной толщины. При этом масляные и водяные каналы уплотнены без применения резиновых окантовок, которые даже у именитых компаний могут со временем терять эластичность и провоцировать течи жидкости. В зависимости от производителя стоимость прокладок на Steyr WD615 колеблется от 300 до 600 рублей. То есть, на весь двигатель (шесть цилиндров) запасные части обойдутся в 1800–3600 рублей. Это практически даром, даже если рассматривать цены верхнего диапазона!

Если принять в фокус внимания «легкого китайца», скажем Foton модели 1049 и 1069 с моторами Perkins, то здесь ситуация следующая. За отдельную прокладку ГБЦ с вас возьмут от одной до полутора тысяч рублей. А комплекты прокладок стартуют от 4000 рубоей.

Для европейских машин стоимость запасных частей не в пример дороже. Так, если рассматривать двухосный седельный тягач MAN TGX 18.400 с дизелем D2066 (Eвро­5), то аналог оригинальной прокладки от Elring обойдется примерно в 6000 рублей. В ту же сумму уложитесь, если отдадите предпочтение запасным частям Victor Reinz. Самый бюджетный вариант из предложенных торговлей – Lema, стоимостью примерно четыре тысячи в национальной валюте. Для справки: оригинальная деталь оценивается в более чем двадцать тысяч рублей! Для сравнения приведем стоимость прокладки для MAN TGX 18.440, который оснащен более «чистым» дизелем D2676 (Eвро­6). Так, аналоги от Elring и Victor Reinz, которые мы рекомендовали выше, обойдутся уже по 8000 рублей. Надбавка в две тысячи есть плата за прогресс. Чем современнее мотор, тем дороже на него запасные части.

Для сравнения стоимости интересующих нас запасных частей для разных классов машин возьмем европейский среднетоннажник, например Mercedes­Benz Atego 1215 с дизелем ОМ904 рабочим объемом 4,25 литра, мощностью 152 лошадиные силы. Прокладки ГБЦ от Elring, Victor Reinz и Goetze для данного силового агрегата обойдутся в 5500, 4900 и 4300 рублей, соответственно, а оригинал «потянет» более чем на 11 000 руб.

В сегменте легкого коммерческого транспорта цены на прокладки ГБЦ можно считать демократичными. Отчасти это продиктовано их размерами, отчасти – разницей в конструкции и применяемых материалах, отчасти – политикой ценообразования. Так, для популярного среди владельцев небольших автопарков развозного грузовика Volkswagen Transporter V (2003­2009 г.) с дизелем 1.9 TDI (85 л.с.) специализированные магазины запасных частей предлагают прокладки головки блока Elring и Payen по 1900, Victor Reinz – за 2000 и VAG – за 2200 рублей. Чуть дороже обойдутся интересующие нас запчасти для Ford Transit 2.4 DI (140 л.с.). Для данного грузовика прокладки ГБЦ от Victor Reinz, Elring и Goetze нам предложили по 2300, 2400 и 3000 рублей, соответственно. Одним из самых дорогих, с точки зрения приобретения запасных частей, оказался грузовик Nissan Cabstar 3.0 D (150 л.с.). Прокладки головки блока цилиндров для указанного мотора от Ajusa торговались по 2500, а от Payen, Elring и Victor Reinz – по 2800 рублей. Оригинал в упаковке Nissan оценивался торговлей в 3800 рублей.

Источник: www.autozap.biz

Рекомендуем по теме

Оставить отзыв