В нынешнем году компания Brembo празднует свое 60-летие. Узнаем, с чего все начиналось и как небольшая механическая мастерская превратилась в одного из ведущих мировых производителей и поставщиков компонентов тормозной системы.
Компания была основана в 1961 году Эмилио Бомбассеи и его зятем Итало Бредой как небольшая механическая мастерская, расположенная в нескольких милях от Бергамо (Италия). На первых порах, пока строилось небольшое заводское здание, станки компании хранились в конюшне. Первоначально фирма называлась OMdS (Officina Meccanica di Sombreno di Breda e Bombassei) — название Brembo было придумано десятью годами позже.
В первые годы компания представляла собой небольшое семейное предприятие, занимавшееся механической обработкой деталей для третьих сторон, таких как Alfa Romeo и Pirelli, а также компаний, работающих в других секторах. Радикально судьбу будущего именитого производителя компонентов тормозной системы изменило случайное событие, произошедшее в 1964 году: на одной из дорог в Италии перевернулся грузовик из Англии, перевозивший тормозные диски для Alfa Romeo.
Итало Бреда (слева) и Эмилио Бомбассеи
Опасаясь, что диски были повреждены в результате аварии, в руководстве Alfa Romeo попросили Brembo их отремонтировать. Поняв, что детали, производимые в Англии, не так уж и сложны, в Brembo предложили производить их непосредственно в Италии по более привлекательной цене.
В конце 60-х годов Brembo производила дисковые тормозные системы не только для легковых автомобилей, но и для трамваев, автобусов, землеройных машин и даже канатных дорог, в том числе на гору Сахарная Голова с видом на Рио-де-Жанейро в Бразилии и на Монблан.
В начале 70-х в Brembo инвестировали значительные средства в развитие компании, производство и исследования. Одним из результатов этих вложений стала первая дисковая тормозная система для мотоциклов, примененная на Guzzi V7 Special. В середине 70-х Brembo дебютировала в мире автоспорта, став партнером Scuderia Ferrari; чуть позже компания начала сотрудничать с MV Agusta на чемпионате мира по шоссейнокольцевым мотогонкам.
В 1970 году Brembo регистрирует свой первый патент: на новую систему крепления тормозных колодок, которая удерживает колодку напротив поршней суппорта, чтобы предотвратить контакт с диском после торможения. В 70-е годы штат компании расширился до 80 сотрудников (в середине 60-х их было 28), а объем продаж достиг 800 млн итальянских лир. Как отмечают в Brembo, опыт компании в гоночной сфере повысил ценность продукции бренда и, благодаря инновациям, существенно усилил динамику развития компании.
В начале 80-х годов Brembo сосредоточилась на разработке продуктов и инновационных технологических процессов, в первую очередь в сегменте высокопроизводительных автомобилей. В руководстве компании решили производить суппорты из инновационного для того периода материала — алюминия. Одной из причин стало то, что покупатели автомобилей в этом сегменте требовали не только производительности, но и комфорта, то есть отсутствия шума и вибраций при торможении.
Первоначально алюминиевые суппорты получила Alfa Romeo Alfetta GTV, а затем буквально за несколько лет весь свой модельный ряд ими оснастила компания Porsche. Кроме того, именно в 80-х годах компания Brembo стала использовать для испытаний своей продукции не только статические стенды, но и первый динамический стенд. В 1984-м Brembo приступила к производству карбоновых тормозных дисков для болидов «Формулы‑1». Ранее подобный материал использовался лишь в аэрокосмической отрасли — в автоспорте он обеспечил тормозным системам значительное улучшение характеристик при небольшом весе деталей.
В 1985 году Brembo расширила свое присутствие в сегменте дисковых тормозов для промышленных транспортных средств и стала стратегическим поставщиком для Iveco, Renault Industrial Vehicles и Mercedes. В компании на тот момент работало уже 335 сотрудников, а объем продаж составлял 51 млрд лир.
В конце 80х Brembo продолжила глобальную экспансию: в Калифорнии было образовано подразделение Brembo North America, где четыре сотрудника занимались на первых порах продажей тормозных дисков и барабанов в сегменте послепродажного обслуживания. В 1989м Brembo реализовала свой первый продукт в американских гонках с открытыми колесами — первым покупателем стал Бобби Рейхол, выступавший в чемпионате CART IndyCar; продукция марки стала применяться также в гонках серии NASCAR.
В 90-е годы компания Brembo переросла в международную группу. Производство было запущено в Испании, Польше и Мексике, начался поиск новых, японских и американских, клиентов, которые пополнили бы европейскую клиентскую базу. «Это были годы радикальных инноваций как с точки зрения развития продукта (с моноблочными, четырехпоршневыми и четырехколодочными суппортами и первыми радиальными суппортами для мотоциклов), так и с точки зрения менеджмента», — отмечают представители компании. В июле 1995-го Brembo стала размещаться на Миланской фондовой бирже; в это время штат сотрудников составлял 1115 человек, а объем продаж достиг 331 млрд лир.
Также в 90-х Brembo начала производить на заводе в Мексике тормоза для американского автомобильного рынка. Первым заказчиком подразделения оригинального оборудования Brembo в Северной Америке стала компания Chrysler, оснастившая тормозами Brembo суперкар Dodge Viper. Присутствие Brembo за пределами Италии распространилось в общей сложности на 16 стран и три континента.
Новое тысячелетие началось для итальянской компании под знаком дальнейшей интернационализации и роста. Brembo расширила свою деятельность за счет выхода на рынки Бразилии, Англии, Китая, Японии, Индии, США и Аргентины, при этом бизнес группы компаний благодаря приобретениям и партнерским отношениям распространился также на колеса для мотоциклов (Marchesini), полный ассортимент колодок, комплекты барабанных тормозов и гидравлические компоненты для тормозов и сцеплений.
В 2000-е годы Brembo начала производство углеродкерамических дисков. Как уточняют в компании, это был «инновационный, сложный продукт, но очень привлекательный с эстетической точки зрения». В 2004-м углеродкерамическая тормозная система была удостоена награды «Золотой компас».
В 2000 году Brembo подписала соглашение со шведской группой SKF о разработке электромеханических тормозных систем Brakebywire для рынка высокопроизводительных автомобилей. Вскоре подобные системы заменили использовавшиеся ранее гидравлические тормозные системы. В 2004 году Brembo и Daimler-Chrysler (впоследствии — Fiat-Chrysler Automobiles) создали совместное предприятие для разработки и производства керамических тормозных дисков и поиска инновационных материалов: Brembo Ceramic Brake Systems S.p.A. В 2005-м итальянская компания стала поставщиком Harley-Davidson, существенно укрепив тем самым свои позиции на американском рынке.
В 2007 году открылся Центр исследований и разработок Brembo в футуристическом научнотехническом парке Kilometro Rosso. Архитектура здания, как уточняют в компании, «отражает фундаментальное значение, которое дизайн имеет для Brembo даже на рабочем месте». В том же году Brembo стала официальным поставщиком тормозных систем Toyota Motor Corporation для нового Lexus ISF.
В 2009-м Brembo официально открыла новый завод в Индии, оборудованный для производства тормозных систем для мотоциклов и скутеров, и запустила новый бренд Breco (сокращение от Brembo Company). В 2010-м итальянская компания открыла штабквартиру в Северной Америке и центр исследований и разработок в Плимуте (штат Мичиган). Он стал первым таким центром, созданным за пределами Италии. Тогда же компания Brembo S. p. A. запустила новый бренд в Индии — Bybre, предназначенный специально для тормозных систем мотоциклов и скутеров объемом до 600 куб. см. Концерн Ford Motor в том же году добавил Brembo в свою глобальную структуру согласованного бизнеса (ABF) в качестве предпочтительного поставщика.
Также в 2010-м Brembo инвестировала 35 млн евро в производство в Чехии — было создано новое производственное предприятие для автомобильных систем; кроме того, компания впервые вышла на рынок так называемого «среднего премиумкласса» (Middle Premium) и начала сотрудничать с такими клиентами, как Land Rover, BMW, GM и Audi. В это время в компании работали уже 5904 сотрудника, а объем продаж составил 1075,3 млн евро.
В 2018 году компания Brembo начала строительство нового завода по переработке специальных углеродных материалов для гоночных тормозных систем в Курно (Италия), в 2019-м открыла завод в Нанкине (Китай) по производству алюминиевых суппортов. В 2021-м была закрыта сделка по приобретению SBS Friction — датской компании, которая разрабатывает и производит тормозные колодки из спеченных и органических материалов для мотоциклов, инновационных и экологически чистых.
В ближайшем будущем в Brembo намерены продолжать инвестиции в инновации. «Это единственный способ расти и совершенствоваться», — заявляют в компании. «Автомобильная промышленность сталкивается с беспрецедентными проблемами: электрификация, автономное вождение, цифровизация усиливают давление на всех игроков. Brembo считает, что сейчас подходящее время, чтобы открыть новые горизонты в будущем рынка и поддержать своих партнеров в преодолении этих проблем», — отмечают также в руководстве Brembo.
«Мой отец говорил, что каждый может делать простые вещи, но лишь немногие могут справиться с трудными. Мы должны делать трудные вещи. Этот девиз движет Brembo сегодня и будет двигать компанию в будущем», — заявил председатель Brembo Group Альберто Бомбассеи.
Партнерский материал