По мере постоянного ужесточения законодательных норм, регулирующих объемы выбросов вредных веществ в выхлопных газах, и роста цен на бензин и дизельное топливо все большую популярность — причем не только в России — завоевывает газомоторное топливо. Вместе с этим соответствующим образом растет спрос на подходящие для газовых двигателей запчасти и расходные материалы, среди которых особое место занимают свечи зажигания. Свечи зажигания Iridium TT от компании DENSO — это одно из наиболее сбалансированных предложений на рынке послепродажного обслуживания автомобилей в сегменте решений для автомобилей на газомоторном топливе.
Москва, Россия, 9 октября 2020 г. В России растет количество автомобилей, работающих на сжиженном и компримированном природном газе (СПГ и КПГ соответственно). Процесс «газификации» автотранспорта активно стимулируется государством. К примеру, с июля 2020 года Правительство РФ совместно с ПАО «Газпром» запустило обновленную программу субсидирования перехода на газовое топливо для легкового и коммерческого транспорта.
Такие изменения стимулируют спрос на соответствующие автокомпоненты и расходные материалы. Одним из наиболее востребованных продуктов становятся свечи зажигания, способные должным образом работать в специфических условиях двигателей внутреннего сгорания, использующих природные газ в качестве топлива. В продуктовом портфеле компании DENSO — одного из мировых лидеров в области разработки технологий автомобильного зажигания — присутствуют свечи зажигания Iridium TT, которые наилучшим образом подходят для работы в условиях, создаваемых в цилиндрах двигателя при сгорании газа.
Содержание
Проблема пуска
Понимание специфики процесса сгорания в ДВС, использующих природный газ, чрезвычайно важно для осознания ключевых требований, которым должны соответствовать свечи зажигания, применяемые в таких моторах. Среди наиболее важных особенностей стоит отметить затрудненное воспламенение газовоздушной смеси, более высокую — по сравнению с бензином и дизельным топливом — температуру горения газа и большую временную продолжительность процесса полного сгорания.
Затруднения с воспламенением смеси газа и воздуха, являясь источником проблемы пуска, связаны с агрегатным состоянием СПГ и КПГ. Для ионизации газа (процесса образования искры) требуется подача на электроды более высокого напряжения. Кроме того, газ обладает меньшей, по сравнению с жидкостью, плотностью, а значит, при подаче газовоздушной смеси в цилиндр двигателя в непосредственной близости от электродов свечи находится меньшее количество молекул топлива и воздуха, что также затрудняет воспламенение. Поэтому для запуска двигателя на газомоторном топливе требуется искра большей мощности. При этом увеличение напряжения не может быть эффективным решением, поскольку таким образом увеличивается нагрузка на свечу и катушку зажигания и тем самым уменьшается их ресурс.
На сегодняшний день наиболее эффективным способом увеличения мощности искрообразования является применение в конструкции свечи зажигания максимально тонких электродов. Именно поэтому для двигателей на СПГ и КПГ лучше всего подходят свечи DENSO с технологией сверхтонких наконечников Twin Tip (TT). Центральный электрод этих свечей диаметром всего 0,4 мм в паре со сверхтонким наконечником бокового электрода создают искровой разряд высокой мощности, уверенно воспламеняющий газовоздушную смесь.
Проблема высокой температуры и времени горения газа
Сам процесс сгорания газомоторного топлива сопровождается выделением значительного количества теплоты — большего, чем при сгорании бензина. При этом полнота сгорания и время горения также выше. Повышение температуры в камере сгорания двигателя, работающего на газомоторном топливе, особенно заметно в области, непосредственно окружающей электроды свечи зажигания. Колебания температуры в камере сгорания такого двигателя также более значительны, чем в камере сгорания бензинового двигателя. Повышенная температура, равно как и ее значительные перепады, предъявляет гораздо более высокие требования к материалам, из которых изготовлены электроды свечи зажигания. Практика показывает, что стандартные свечи зажигания с электродами из никелевых сплавов в таких условиях демонстрируют 20–30‑процентное уменьшение ресурса по сравнению со сроком службы таких же свечей в двигателях на традиционных видах топлива.
Наиболее эффективным решением для обеспечения высокого ресурса свечей зажигания при работе в газовых двигателях является использование электродов, изготовленных из благородных металлов, поскольку последние обладают высокой температурой плавления и отличной стойкостью к окислению. При производстве центрального электрода свечей зажигания DENSO Iridium TT используется иридий — самый тугоплавкий природный металл. Благодаря такому решению сверхтонкий центральный электрод способен эффективно противостоять воздействию высоких температур в камере сгорания газового двигателя. При этом сверхтонкий наконечник бокового электрода свечей Iridium TT выполнен из платины — металла, лишь незначительно уступающего иридию в теплостойкости.
DENSO Iridium TT в газовых двигателях: высокая эффективность и долгий срок службы
Два сверхтонких электрода в свечах зажигания Iridium TT значительно повышают плотность электрического разряда, что создает мощный фронт пламени. Высокая эффективность искрообразования гарантирует надежное воспламенение газомоторного топлива, а также уменьшает вероятность пропусков зажигания. Это способствует ровной и мощной работе двигателей на СПГ и КПГ; при этом не создается чрезмерной нагрузки на другие компоненты системы зажигания.
Таким образом, благодаря отсутствию необходимости подавать более высокое напряжение, а также применению передовых материалов свечи зажигания DENSO Iridium TT демонстрируют беспрецедентно высокие ресурсные характеристики при работе в газовых двигателях. Иридий и платина надежно работают в условиях высокой температуры в камере сгорания при использовании газомоторного топлива, обеспечивая свечам DENSO дополнительное увеличение срока службы.
Благодаря способности создавать мощный искровой разряд и долговечности свечи зажигания DENSO Iridium TT стали не просто оптимальным, но фактически безальтернативным решением для автомобилей на газомоторном топливе. Несмотря на свою компактность, ассортимент свечей зажигания линейки Iridium TT обеспечивает множество вариантов применений и покрывает значительную часть российского газомоторного автопарка как в легковом сегменте, так и в сегменте легких коммерческих автомобилей. Компания DENSO рекомендует использовать свечи зажигания Iridium TT для обслуживания набирающих все большую популярность автомобилей на газомоторном топливе.